Содержание
Введение
Глава I. Музеефикация как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
§ 1.1 Особенности музеефикации археологического наследия
§ 1.2 Особенности музеефикации дворцов и исторических зданий
§ 1.3 Музеефикация Казанского Кремля
Глава II. Особенности реставрации и консервации недвижимых объектов историко-культурного наследия
Глава III. Культурный туризм как способ сохранения и использования историко-культурного наследия
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Исследовательский интерес к музеефикации в настоящее время чрезвычайно высок. Он объясняется тем, что быстроменяющийся мир обостряет музейную потребность, а потому сейчас музеефикации подвергаются культура, сознание, человек. В данный момент музеефикация является не только самым оптимальным вариантом сохранения и использования памятников культуры, но и активно содействует органичному соединению памятника с регионом, обществом, средой бытования. Повышенное внимание, которое представляет собой эта музейная практика, объяснимо значительной ролью историко-культурного наследия в формировании российской культуры. Современная музеефикация расширяет круг объектов, меняет прежний взгляд на главенство временной категории над пространственной, уравновешивает их значимость. Необходимо отметить, что музеефикация по-прежнему остаётся самым оптимальным вариантом не только сохранения историко-культурного наследия, но и репрезентацией его в привычном пространственном окружении. Стремительные и порой необратимые утраты культурного пространства очевидны. В связи с этим, необходимо музеефицировать всё то, что сохранилось. Музеефикационная практика стала реальным явлением. Однако существует расхожее мнение о том, что утерянный памятник якобы легко можно реконструировать без ущерба подлинности, что не совсем верно. Освоение историко-культурного наследия не может существовать обособленно, не взаимодействуя с семиосферой культуры.
До сих пор в музейной теории и практике термин «музеефикация» использовался достаточно узко, в основном применительно к недвижимым памятникам, осваиваемым исключительно на месте своего бытования. Однако наметилась тенденция активного приспособления музейной среды, находящейся вокруг историко-культурного памятника в качестве музейного объекта. Активизация музеефикационных практик повлекла за собой множество разноречивых трактовок. Музеефикация ещё не вполне осмыслена в музееведении, так как долгое время являлась прерогативой архитекторов и реставраторов. Поэтому при формировании нового типа комплексных музеев, мегамузеев, возникающих на основе музеев-заповедников, возникает острая проблема, связанная с использованием фрагментов среды, интерпретацией материальных и нематериальных объектов наследия, их отбором, сохранением и приведением в музейное состояние. Музеефикация, как и любой вид музейной деятельности, имеет и практический, и теоретический аспекты. Теории, определяющей направление практической работы, уделялось недостаточное внимание. Необходимо придать музеефикации чёткие формы и содержание. В этой связи, следует отметить особую значимость вклада в развитие и осмысление проблем музеефикации доктора культурологии, автора диссертации «Музеефикация памятников как механизм использования культурного наследия в регионе» Э.А. ............