Мировой рынок упаковки развивается очень динамично. Сейчас он оценивается в 500 млрд. долларов США (по данным Всемирной организации упаковщиков WPO), а уже к 2010 прогнозируется его рост до 760 млрд. долларов. Причем в России темпы роста производства упаковки являются одними из самых высоких в мире.
Ситуация с упаковкой в России
Формирование упаковочной индустрии в России началось десять лет назад - с началом рыночных реформ. Закрытая плановая экономика СССР, характеризовавшаяся отсутствием конкуренции, не нуждалась в таких стимулах поднятия спроса, как качественная упаковка. В начале 90-х на душу населения в стране приходилось всего 10 кг упаковочных материалов в год, тогда как, например, в Германии и США уровень потребления был в 20 раз выше: 190 и 230 кг соответственно. Тогда выпускалась в основном только упаковка для транспортировки товаров. Продукты для розничной продажи упаковывались редко. Большая их часть продавалась на развес в тару потребителя, в лучшем случае завернутыми в бумагу низкого качества. Отсутствие нормальной упаковки вело к большим потерям продукции по пути от производителя к покупателю. По статистике пищевая промышленность СССР теряла более половины товара, тогда как в развитых странах потери были на уровне 5-10%. Когда же после открытия «железного занавеса» в страну хлынул поток привлекательно поданной иностранной продукции (причем, не всегда хорошего качества), пришло осознание важности упаковки для повышения конкурентоспособности товара. В первое время резко поднявшийся спрос на качественную упаковку удовлетворялся в основном за счет импорта. Важную роль в становлении отечественной индустрии упаковки сыграл дефолт 1998 года, сделавший выгодным инвестиции в развитие отечественных упаковочных предприятий для производителей продуктов питания и товаров народного потребления (в том числе и международных компаний таких как Nestle, Unilever и т.п.) Высокая рентабельность упаковочной отрасли послужила стимулом для производства качественной упаковки "советскими" производителями транспортной упаковки («Полиграфоформление», Московский картонажно-полиграфический комбинат – МКПК) и непрофильными заводами (например, на "Славиче", ранее выпускали кинопленку). В результате сегодня темпы роста упаковочной индустрии достигли рекордной величины и составили до 40% в год (при среднем показателе промышленности по стране в 2-4%), а рентабельность отрасли стабильно держится на уровне 50-100%. За несколько лет российским упаковщикам удалось отвоевать более 70% рынка. Появилось более сотни предприятий, специализирующихся на отдельных видах упаковочной продукции.
Сегодня любая компания, желающая заняться производством упаковки, имеет большой выбор направлений. Ведь упаковка это: мягкие пакеты, изготавливаемые из одно- и многослойных полимерных пленок и комбинированных материалов; жесткие литые или формованные коробочки различного вида; экструзионно-выдувные пластиковые бутылки для жидкостей; жестяная тара; тканые мешки и огромный спектр бумажной тары (поддоны, ящики, коробки, пакеты и т.п.), а также комбинированной упаковки, включающей в свой состав сочетание полимерных материалов с бумагой, картоном и фольгой. Трудно перечислить все виды и области применения современных упаковочных продуктов. Почти все из них высокорентабельны и востребованы в России, но имеют свои специфические отличия (порог вхождения, срок окупаемости, свои рынки сырья и потребителей). ............