Часть полного текста документа:Министерство образования Российской Федерации. Уфимский государственный авиационный технический университет. Кафедра авиационного приборостроения. Особенности психофизиологической деятельности экипажа на борту ЛА Подготовил: студент группы АП-423 Хамитов Р.Г. Уфа-2003 Введение 1. ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ В АВИАЦИИ 5 2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕК - МАШИНА 6 3. ИЛЛЮЗИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕТЧИКА В ПОЛЕТЕ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПРОСТРАНСТВЕННУЮ ОРИЕНТИРОВКУ 8 3.1 Нарушение пространственной ориентировки (НПО) как авиационный синдром 8 3.2. Зрительные иллюзии как причина НПО 10 3.3. Формы и виды зрительных иллюзий НПО 11 3.4. Иллюзии приборного полета при ведении пилотом пространственной ориентировки по авиационному горизонту 12 3.5. Вестибулярные иллюзии как причина НПО 17 3.6. Формы и виды вестибулярных иллюзий НПО 18 4. УЧЕТ СПЕЦИФИКИ ОБРАЗА ПОЛЕТА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ИНДИКАЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ САМОЛЕТА 19 Заключение 32 Содержание: Введение. "Иллюзии в полёте по приборам могут возникать у подавляющего большинства лётчиков, хотя и с различной частотой, в различной форме, степени выраженности и стойкости... По своей форме иллюзии бывают весьма разнообразными, но более часто отмечаются иллюзии кренов, вращения, пикирования и кабрирования. Иллюзия крена может достигнуть 75° и переходить в иллюзию перевёрнутого полёта..." - такие строки об одной из острейших проблем приборного пилотирования были написаны в книге "Психология лётного труда" патриархом изучения данной проблематики полковником медицинской службы, профессором, доктором медицинских наук Константином Константиновичем Платоновым ещё в 1950-е годы. Как только авиация перешла от простых визуальных полётов к приборному пилотированию в сложных метеоусловиях, при отсутствии видимости линии естественного горизонта и наземных ориентиров, очень остро встала проблема иллюзий в определении пилотом пространственного положения. И первые попытки научно исследовать подобные явления натолкнулись на серьёзные барьеры. Во-первых, в подавляющем большинстве случаев невозможно было получать достоверные описания оригинальных картин происшедшего. Специально ставившиеся эксперименты вызывали процесс лишь искусственно. Они могли довольно полно смоделировать психологический механизм "блуждания" пилота в пространстве, но на основные вопросы: а каков же механизм возникновения самого первого "расстройства", какой из факторов становится решающим "провокатором", как целенаправленно защищать от него пилота - отвечали лишь приближенно. Во-вторых, в тех - вероятно достаточно многочисленных - случаях, когда лётчик терял-таки из-за иллюзий в полёте пространственную ориентировку, получить достоверный материал для исследователей было весьма и весьма проблематичной задачей. Благополучно вышедший из такой ситуации летун, разумеется, не был заинтересован в том, чтобы подробно описывать все детали происшедшего, кому бы то ни было - за этим неизбежно последовали бы "оргвыводы" о степени его профессиональной пригодности. Если благополучного выхода в полёте из подобной усложнённой ситуации у пилота не находилось, то ожидать достоверного рассказа было вообще не от кого. ............ |