Часть полного текста документа:Особенности реализации различными видами учреждений права оперативного управления Прохорович Надежда      Исторически организационно-правовая форма учреждения явилась основой участия государства в гражданском обороте. Тогда, исходя из функций учреждений, выделяли их виды: административные, социально-культурные и хозяйственные учреждения.      В действующем законодательстве выделяют следующие виды учреждений:      1. В зависимости от субъекта - собственника имущества учреждения: бюджетные и частные;      2. В зависимости от условий финансирования собственником: состоящие на полном или на частичном финансировании;      3.В зависимости от осуществляемых функций (ст. 120 ГК, ст. 161 БК, ст. 9 ФЗ "О некоммерческих организациях"): управленческие, социально-культурные и др. .      ГК, БК, ФЗ "Об общественных объединениях", ФЗ "Об образовании", ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и др. содержат противоречивые нормы относительно правового положения учреждений.      В связи с этим возникли следующие вопросы: •      Какой правовой режим распространяется на имущество учреждения, полученное за счет предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности; •      Как распределяется бремя ответственности при заключении учреждением гражданско-правовых договоров в рамках самостоятельного распоряжения; •      Правомерна ли сдача закреплённого имущества в аренду.      Правовое положение имущества учреждения, полученного за счет предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности      По нашему мнению, в рамках одного вещного права - права оперативного управления - нельзя говорить о существовании второго - права собственности или права хозяйственного ведения, либо особого вещного права, что может привести лишь к "разделению" юридического лица на два: •      одно из которых, с закреплённым имуществом будет заведомо убыточным, •      другое, развившееся за счет первого, - относительно свободным.      В свою очередь это влечет невозможность достижения установленных целей учреждения. Полагаем целесообразным говорить о двух правовых режимах имущества учреждения (п. 2 ст. 299 ГК, ч. 2 ст. 42 БК). Для разрешения обозначенных вопросов нужно использовать классификацию учреждений в зависимости от осуществляемых ими функций: •      Управленческие      Государственные органы нуждаются в закреплённом имуществе для осуществления функций государства, действуя от имени, и "в интересе" государства. Прежде всего, удовлетворению подлежит публичный интерес, а по остаточному принципу - имущественный интерес государства.      Государственные органы должны в полном объёме финансироваться из бюджетов соответствующего уровня, поэтому вопрос о правовом положении доходного имущества этого вида учреждений не ставится.      Вопрос об ответственности данного вида учреждений разрешается в порядке, установленном п. 2 ст. 120 ГК РФ.      Государственные органы (федеральные агентства) оказывают различные услуги населению, осуществляя тем самым функции государства за счет выделенных бюджетных средств строго целевого характера и в рамках лимитов, установленных главным распорядителем бюджетных средств.  ............   |