Особенности речевого жанра
План работы
1. Смысловое восприятие речевого жанра
2. Методы выявления когнитивного механизма для идентификации высказывания
3. Формирование речевого жанра
1. Смысловое восприятие речевого жанра Когда мы ведем речь о когнитивной идентификации речевого жанра, мы имеем в виду, что реципиент, к которому обращен данный речевой жанр, понимает его как относящийся к той или иной сфере общения и, восприняв. его, может должным образом на него прореагировать. Для того, чтобы разобраться, как это происходит, необходимо рассмотреть процессы восприятия человеком объективной действительности и ее понимания.
В процессе восприятия в сознании человека возникает образ некоторого предмета или явления как реакция на некоторый чувственный раздражитель, что ведет к осознанию предмета или явления как такового. Это осознание реализуется в восприятии, которое включает акт понимания и осмысления. Данное положение позволило И.А. Зимней определить восприятие как смысловое восприятие и рассматривать его как "процесс опознавания вербальных образов и установления смысловых связей между ними на основе понимания отражаемых предметных отношений". Автор отмечает, что "осмысление, определяемое как процесс раскрытия и установления связей и отношений, в свою очередь, имеет результативную сторону, которая может быть положительной и отрицательной. Положительный результат процесса осмысления в акте речевого восприятия является пониманием, тогда как отрицательный результат этого процесса выражается в непонимании. Непонимание, следовательно, – это не отсутствие процесса осмысления, а только его отрицательный результат, который свидетельствует о том, что процесс осмысления не достиг исхода, адекватного ситуации общения".
С.Л. Рубинштейн отмечает, что сам термин восприятие имеет двойное значение. "Он обозначает, с одной стороны, образ предмета, который возникает в результате восприятия, но он обозначает также и самый этот процесс восприятия… Для того, чтобы правильно понять восприятия, надо обе эти стороны – акт и содержание восприятия – брать в их единстве".
Восприятие – многоуровневый процесс, однако, соглашаясь с этим положением, исследователи не приходят к единому мнению относительно определения этих уровней и их иерархического построения. Так, в частности, выделятся уровни анализа – синтеза – вторичного анализа, восприятия – узнавания – понимания. Кроме того, существуют разногласия относительно того, как эти уровни взаимодействуют между собой: последовательно или параллельно.
Смысловое восприятие строится на основе понимания отражаемых предметных отношений. Понимание, в свою очередь, основывается на единстве дискретности и непрерывности. Дискретность проявляется в выделении сходных объектов, что служит основой для образования их значений. Связи между объектами, обеспечивая процесс непрерывности, являются основой для образования мысли. Эти связи обеспечивают построение естественного языка и других знаковых систем. В естественном языке как знаковой системе имеется несколько видов знаков. Одни знаки (слова) обозначают объекты, познаваемые субъектом, другие знаки обеспечивают познавательные связи между объектами (это, в первую очередь, грамматические знаки). ............