Введение
Интерес к риторике вспыхнул в середине ХХ века. Он объясняется бурным развитием теории информации. К этому времени науки гуманитарного круга стали остро нуждаться в единой, обобщающей теории, в особой логике гуманитарного познания. Кроме того, снова возник интерес к живому устному речевому общению. Ведь сегодня человек проводит в устном общении более 65% своего рабочего времени.
Риторика - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Задание 1
Риторика XX века:
А) искусство убеждения;
Б) искусство украшения;
В) теория и практика эффективного общения.
Правильный ответ: В) теория и практика эффективного общения.
Задание 2
В разговоре на общие темы (о погоде, об искусстве, спорте и т.д.) между малознакомыми людьми будет преобладать такой тип речевого воздействия, как:
А) фатика;
Б) убеждение;
В) суггестия.
Правильный ответ: а) – фатика.
Задание 3
Формированию убеждения в справедливости той или иной процессуальной позиции способствует:
А) последнее слово подсудимого;
Б) приговор суда;
В) судебная речь.
Правильный ответ: в) – судебная речь.
Задание 4
В предложенном ниже регрессивном силлогизме установить:
- квалификационный силлогизм;
- санкциональный силлогизм;
- тезис квалификационного силлогизма;
- тезис санкционального силлогизма;
I
А) Нечто, не имеющее признаков лишения себя жизни и имеющее признаки лишения жизни субъекта другим лицом, должно быть квалифицировано как убийство.
Б) Конкретный факт не имеет признаков лишения себя жизни: «должна быть причина, которая могла бы толкнуть человека на самоубийство», «место и способ лишения жизни должны допускать возможность такового», «необходимо отсутствие признаков насильственной смерти на теле и одежде человека», «должны быть признаки приготовления к самоубийству»; и имеет признаки лишения жизни субъекта другим лицом: «существование человека, смерть погибшего для которого была желательна или необходима», «причастности этого лица к случившемуся», «борьба», «неожиданность нападения», «условия, указывающие на умышленность лишения человека жизни, подготовку к этому» и т.д.
В) Следовательно, конкретный факт должен быть квалифицирован как убийство.
II
А) Должно быть так, что если нечто квалифицирует как убийство, то должно быть наказание в виде 20 лет каторги с лишением всех прав и состояний.
Б) Конкретный факт должен быть квалифицирован как убийство.
В) Следовательно, должно быть наказание в виде 2 лет каторги с лишением всех прав и состояний.
(Римские цифры означают номер силлогизма по порядку его следования, кириллические буквы – составные части каждого из силлогизмов).
I
А) санкциональный силлогизм;
Б) тезис санкционального силлогизма;
В) квалификационный силлогизм.
II
А) санкциональный силлогизм;
Б) тезис квалификационного силлогизма;
Г) квалификационный силлогизм.
Задание 5
Вступление судебной речи решает следующие задачи:
А) привлечь внимание к говорящему и предмет речи;
Б) установить главные общие места речи;
В) предложить санкцию;
Г) вызвать интерес к проблеме.
Правильный ответ: А) привлечь внимание к говорящему и предмет речи; Б) установить главные общие места речи.
Задание 6
Фрагмент речи «Предельно, в чем можно обвинить N***, причем со смягчающими обстоятельствами, это в убийстве при превышении пределов необходимой обороны» содержит в себе указание на:
А) санкцию;
Б) квалификацию;
В) анализ причин и условий совершения преступления.
Правильный ответ: б) – квалификацию.
Задание 7
Укажите словосочетания, содержащие метафорические выражения: мысль бесперспективна, аргументы бьют мимо цели, красота вывода, прокурор Иванов – это Кони наших дней. ............