| Часть полного текста документа:Остров Сааремаа На острове Сааремаа надо побывать, чтобы увидеть настоящую Эстонию - такую, какой она была сотню лет назад. И такую, какой осталась бы, минуй ее катаклизмы двадцатого столетия.
 От материка остров оделяет неширокий пролив - всего каких-то километров пять. Перебраться через него можно на пароме.
 В холодные времена года людей и автомобилей на нем не слишком много - в основном это островные жители. А летом на палубе не протолкнуться - эстонцы любят отдыхать на Сааремаа, у многих там дачи.
 Причаливает паром не к самому Сааремаа, а к маленькому островку Муху.
 Первое впечатление, что это уголок первозданной природы. На самом деле, на острове полно хуторов и деревушек. Но они так органично вписываются в ландшафт, что кажутся его естественным продолжением.
 Сараи с камышовыми крышами... Изгороди из валунов, поросших удивительно мягким мхом... Аккуратные домики, окруженные липами и кленами... Одним словом, деревенская идиллия.
 На островах Муху и Сааремаа сохранилось на удивление много ветряных мельниц.
 Попадаются ветряки основательной постройки - так называемые "голландские". Но большая часть - достаточно легкие сооружения местной конструкции.
 Хозяина одной из них зовут Юри. 20 лет назад он своими руками отреставрировал - вернее, восстановил из руин - его ветряк, построен еще в середине позапрошлого столетия.
 Как и большинство эстонцев, особенно деревенских, Юри почти теперь не сталкивается в жизни с русским языком. Но кое-что он еще помнит.
 Юри:
 - Если большое колесо крутится, если мельница работает, тогда это тоже крутится. А вот здесь четырехгранный вал. И вот это прижимается сюда пружиной. И это шататься будет так, и если ветряк быстрее крутится, тогда это... автоматически зерна вниз падают... Один профессор мне здесь говорил, что это первый автоматический регулятор, что человек выдумал.
 Крупность помола регулируется вручную - с помощью клиньев, увеличивающих или уменьшающих зазор между жерновами.
 При хорошем ветре за час можно намолоть целый мешок муки - полцентнера. Это семьдесят килограммов хлеба.
 Вплоть до Второй мировой войной ветряные мельницы работали здесь на полную мощность. Один ветряк тогда приходился в среднем на две семьи.
 Когда-то острова Муху и Сааремаа населяли эсты - предки нынешних эстонцев. С этих же островов почти тысячу лет назад датчане начали колонизацию Прибалтики.
 Памятников той поры на Муху не осталось, зато их много на острове Сааремаа, который связан с Муху трехкилометровой дамбой.
 Датские поселенцы строили каменные церкви, которые выполняли также роль крепостей.
 Таких массивных, надежно укрепленных церквей не встретишь в континентальной Эстонии. За их мощными стенами датчане, а затем и немецкие рыцари укрывались от восстаний язычников-эстов.
 Если неприятелю удавалось ворваться в церковь, осажденные прятались в тайнике. В церкви поселка Вальяла он был устроен между потолочными сводами и крышей. Со стороны фасада видно, что пространства там вполне достаточно.
 На месте, где стоит Вальяльская церковь, раньше было самое большое поселение на острове Сааремаа.  ............
 |