Часть полного текста документа:От ленинизма к сталинократии Русская политология XX в., помимо большевизма, ставшего господствующей идеологией советского периода, охватывает еще и многие другие направления, преимущественно антикоммунистического, религиозно-консервативного толка, сложившиеся как в зарубежье, так и в СССР. В целом картина предстает в следующем виде: Русская политология ХХ века Советская политическая идеология Сменовеховство Эмигрантские течения Антикоммунизм Неомонархизм Евразийство Христианский социализм Все эмигрантские течения так или иначе были связаны с советским диссидентством; это была по существу единая и целостная оппозиция против "сталинократии", "большевизантства". Их объединяла одна общая черта - решительное неприятие "октябрьского переворота", вера в посткоммунистическое возрождение России. Рассмотрим прежде советскую политическую идеологию. Ее разработка сопряжена с глубоким и качественным переосмыслением сущности ленинизма. После смерти "вождя пролетариата" выявились три подхода к трактовке его учения. Первый подход намечается в трудах Л.Д.Троцкого (1879-1940). Он берет во внимание ту часть идейного наследия Ленина, которая рассматривает русскую революцию лишь как начальный этап развития общеевропейской революции. Согласно его воззрениям, победа российского пролетариата встретит организованную вражду со стороны мировой реакции. Поэтому ему не остается ничего другого, как связать судьбу своего политического господства с судьбой социалистической революции на Западе. Это теория перманентной революции. Советская Россия должна всячески разрушать социальное равновесие в европейских капиталистических странах, чтобы там не заглохла революционная энергия. В противном случае, в мире "восстановится новое капиталистическое равновесие с Америкой во главе, в качестве руководящей державы мира". Тогда мечтать о наступлении европейской революции будет бессмысленно, ибо Европа станет частью этого "нового восстановленного капитализма". А это ставит под вопрос и существование социализма в самой России: "Социализму в отсталой стране пришлось бы очень туго, если бы капитализм имел шансы не только прозябания, но и долголетнего развития производительных сил в передовых странах". Опору для своих взглядов Троцкий находит не только у Ленина, но и у классиков марксизма. Совсем в другом свете представляется ленинизм Н.И.Бухарину (1888-1838). Он считает "признаком" советской власти прежде всего "власть массовых организаций пролетариата и деревенской бедноты". Ссылаясь на слова Ленина о том, что пролетарская диктатура должна приучить даже каждую кухарку к управлению государством, Бухарин отмечает: "Советская республика в сущности есть громадная организация самих масс", т.е. народное самоуправление. Соответственно он допускает различные типы социализма, явно ослабляя при этом не только роль партии, но и диктатуры пролетариата вообще. Ни один из этих подходов к ленинизму не приемлет И.В.Сталин (1879-1853). Ошибку "русских перманентников" он видит в том, что, они, настаивая на непрерывности революции, выражают недоверие к пролетариату капиталистических стран, в его способность сплотить вокруг себя трудящиеся массы и привести их к победе над буржуазным классом. ............ |