1. Предмет и задачи вузовского курса Отечественной истории
Содержанием истории как науки является исторический процесс. Он раскрывается в явлениях человеческой жизни, которые касаются жизни народов и государств, деятельности отдельных лиц, международных отношений.
В процессе изучения истории у человека формируется историческое сознание, в содержание которого входит ряд элементов:
1) знание фактов истории; 2) способность рассматривать реальную действительность во всех трех временных измерениях: в прошлом, настоящем, будущем; 3) обобщенный исторический опыт и вытекающие из него уроки истории; 4) социальное прогнозирование на основе изучения общественных процессов.
Итак, историческое сознание является синтезом исторического знания, осмысленного исторического опыта, вытекающих из него уроков истории и научного прогноза будущего.
При формировании исторического сознания важную роль играет знание и учет принципов изучения истории-объективности и историзма.
Принцип объективности означает рассмотрение каждого исторического явления в его многогранности и противоречивости, изучение всех фактов в их совокупности и соответствии исторической реальности, во всей полноте исторической правды. История не может быть “плохой” или “хорошей”. Ее следует представлять такой, какой она была в действительности.
Принцип историзма означает рассмотрение исторических фактов и событий в связи с конкретно-исторической обстановкой. Он позволяет избежать абстрактных, вневременных оценок при анализе исторических фактов, явлений и личностей.
Таким образом, задача курса истории Отечества - это формирование исторического сознания, которое позволяет получать соответствующие знания, приобретать широкий взгляд на историческую перспективу, вырабатывать самостоятельную позицию в оценке и понимании современных процессов. В. О. Ключевский писал: “... каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином”.
2. Влияние природно-климатического, геополитического и религиозного факторов на российский исторический процесс
Догадки о важной роли климата высказывал еще Аристотель (384-322 гг. до н.э.). В своей “Афинской политии” он говорил о влиянии на людей, например, близости моря или пустыни. В средние века это положение довольно подробно разработал арабский историк Ибн Хальдун (1332-1406 гг.). Он утверждал, что решающее значение для развития общества имеет географическая среда, и выдвигал предположение, что обычаи и учреждения каждого народа находятся в определенной зависимости от способов добывания им средств к существованию. Наиболее подробно идею о влиянии климата на общество изложил французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689-1755 гг.), который в зависимость от климата, почвы и других естественно-географических факторов ставил различные формы правления и духовной жизни народов. Немецкий ученый Иоган Готфрид Гердер (1744-1803 гг.) видел в географии основной фактор, определяющий национальный характер народа и все остальные явления его истории.
В XVIII в. внимание историков привлекли и другие факторы развития общества, в частности, экономические процессы. Утверждалось, что на общество оказывает влияние, помимо климата, и численность населения. ............