Часть полного текста документа: Отношение к науке русских философов конца XIX - начала XX века.          Введение     На протяжении всего периода существования православной церкви в России существовали и параллельно развивались две богословские ориентации - мистического аскетизма и православной схоластики.     Первая обращается к наследию отцов церкви и византийского аскетизма. Ее функции не выходят за пределы богослужебных проблем и решительно противостоят "светскому" знанию ради простоты души. Другая - стремится освоить достижения предшествующей культуры, "освятить" с христианских позиций социальные и государственные институты, соединить православие с рациональным знанием вообще и с философией в частности. Византийский аскетизм развертывает трактовку "философия внешних наук", то есть наука является внешним и мирским знанием. Православные схоласты, не приемля подобную интерпретацию и науки и философии, пытаются построить свое видение мира.      Противоборство науки и религии основано на якобы "обезбоживании", расколдовывании мира. Попытка науки объяснить при помощи своих средств причины и явления, была расценена как отрыв от теологии, от постулатов веры, на которых несомненно должно базироваться знание.     Теология сама нуждалась в развертывании логических аргументов, форм доказательства, способов обоснования.     Вместе со становлением православия как официальной религии философия науки развивалась в рамках комплекса наук. Христианская церковь дала право на существование таких научны дисциплин как филология, риторика, герменевтика. Они были признаны официальными и преподавались во всех учебных заведениях. Без них невозможно ни существование самой христианской теологии, ни передача ее последующим поколениям. Богословские науки формировали ядро знания, все остальное считалось вторичным и производным.     В начале двадцатого века в русской культуре было особенно заметно противопоставление мистической традиции и традиции социального христианства. Последняя была отвергнута официальной церковью, считавшей, что доказывать догматы веры и пользоваться при этом рационально-логическими аргументами для членов церкви, признающих ее божественный авторитет излишне. В общественном сознании России утвердилась мысль, что наука, рациональное знание, логика суть мирские явления и они должны развиваться вне религиозной мысли.     В своей работе автор не пытается разделить русских философов на два враждующих лагеря. Основная задача реферата - попытка объяснить их мировоззрение с точки зрения отношения к науке.     Каждая отдельная глава этой работы посвящена одному из философов.     Наука как отвлеченное исследование жизни (Л.Н. Толстой).     Наука как альтернатива религиозной духовности (Н. Бердяев).     Религия и наука. Преодоление противоречий. (С.Л. Франк).     Наука как основа сотворения мира (П.А. Флоренский).     Свободная теософия или синтез философии, богословия и положительной науки. (В.С. Соловьев).     Высший синтез как система мировоззрения (А. Лосев).          Наука как отвлеченное исследование жизни.          Для Л.Н. Толстого характерен взгляд на науку с точки зрения ее полезности.  ............   |