Часть полного текста документа: Отношения между понятиями Ав: Здравствуйте, друзья! Подумайте над следующей задачей: кого в мире больше - отцов, сыновей или мужчин? Сс: Конечно, мужчин. Ав: А потом? Сс: Ну, наверное, отцов, а потом сыновей. Хотя с сыновьями и отцами не очень ясно. Ст. Подождите, мы же уже умеем изображать объемы понятий при помощи кругов Эйлера. (Подходит к доске и рисует следующую картинку): Получится вот так! Здорово, взяли и нарисовали мысли! Сс: Ты уверен, что это правильно? Ст: Ты сам так сказал. Сс: Я-то сказал. Но правильно ли я сказал? Ав: Да, это очень хороший вопрос. Давайте посмотрим. (Обращается к рисунку Студента-тугодума). Рассмотрим какой-нибудь предмет, который входит в объем понятия "отец", но не входит в объем понятия "сын", как нарисовано на вашей картинке. (Подходит к доске и ставит точку в круге "отец" следующим образом): Что же получается? У вас существуют отцы, которые не являются сыновьями. Это хорошо? Ст: Нет, этого не может быть. Сс: Да, но то же самое можно сказать и о понятиях "сын" и "мужчина". У нас получилось, что не каждый мужчина - сын. Ав: Придется нам в этом деле разобраться. Наше рассмотрение объемов понятий и множеств показывает, что один и тот же предмет может быть элементом объема различных понятий. Так, Иван Петрович Сидоров одновременно может быть элементом объемов понятий "человек", "студент", "мужчина", "спортсмен" и т.п. Уже этот простой факт показывает, что данные понятия вступают между собой в определенные отношения, поскольку имеют общий элемент. Но ведь a priori (из предшествующего - лат.; в философии; до всякого опыта) можно предположить, что в определенные отношения вступают и те понятия, которые не имеют общих элементов - ведь это уже само по себе определенное отношение. Рассмотрим произвольную пару понятий А и В. Понятия А и В назовем сравнимыми, если в содержаниях этих понятий имеется хотя бы один общий признак. Почти все понятия сравнимы. Даже божий дар и яичница в нашей логической онтологии являются предметами, а следовательно, имеют в своем содержании общий признак. Обратите внимание, что в этом определении речь идет не об основном содержании, а обо всем содержании понятия. Поэтому почти у каждой пары понятий можно найти общий признак. Понятия А и В назовем несравнимыми, если в содержаниях этих понятий не встречается ни одного общего признака. Мы не будем иметь дела с несравнимыми понятиями, поэтому не будем их подробно рассматривать. Отмечу только, что в нашей онтологии такими несравнимыми понятиями являются "предмет" и "свойство". До сих пор речь шла о содержании понятий. Содержание представляет собой сложный признак, в котором могут встречаться много простых признаков, соединенных различным образом (через "и", "или" и т.п.). Поэтому с рассмотрением соотношения понятий по содержанию возникают сложности. Чтобы избежать неточностей, можно было бы ограничиться основным содержанием понятий, как оно определено в § 2 этой главы. Для этого надо в определениях заменить слово "содержание" на слово "основное содержание". ............ |