МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРАНАЛИСТИКИ
Кафедра телевидения и радиовещания
Реферат
по курсу
«Введение в теорию журналистики»
на тему
«Отношения журналиста и аудитории»
Выполнила студентка 1 курса
дневного отделения 114 группы (РВ)
Зотова А. М.
Проверила Платонова Д. В.
Москва – 2008
Термины и понятия
Журналист — человек, занимающийся журналистикой: создаёт информационное наполнение для СМИ путем сбора, осмысления и изложения для аудитории информации о значимых фактах, событиях, людях, явлениях. Журналисты ориентированы на публицистическую работу, как правило имеющую своей целью формирование определенного общественного мнения, а также оказание корректирующего влияния на решения и действия государственной власти и осуществление коммуникации между государством и обществом (распространена метафорическая характеристика журналистики как «четвёртой власти» — в дополнение к трём официальным ветвям)[1].
Массовая аудитория — совокупность лиц, которые регулярно пользуются информацией СМИ[2]; та часть общества, на которую ориентировано определенное издание и к которой оно постоянно обращено; потребители информации.
Отношения — связь или взаимодействие людей или их сообществ между собой или характерная направленность их действий[3].
Включенность населения в систему СМИ
Выяснено, что за пределами непосредственного действия СМИ остается настолько незначительная доля населения (городского — менее 1%, сельского — около 5%), что можно утверждать: практически все население включено в аудиторию в системы средств массовой информации. Здесь действует общий для данной системы информации фактор — объективная потребность общества в информации, которая обеспечивала бы возможность социальной ориентации.
Аудитория может быть задействована как пассивно («получение информации и ее восприятие»), так и активно («участие в акциях, переписка с изданием и т.п.») Кроме того, среди аудитории газеты наверняка есть люди, которые в различных статьях выступали в качестве интервьюируемых (хотя бы, для рубрики «опрос»).
Влияние массовой аудитории на результативность журналистики
Выполнение или невыполнение функций журналистики напрямую зависит от массовой аудитории. Например, коммуникативная функция реализуется лишь при установлении контакта между журналистом и аудиторией; непосредственно-организаторская функция считается выполненной, если журналисту удалось добиться конкретных поступков от той же аудитории; идеологическая функция рассматривает влияние журналиста на мировоззрение аудитории; культуроформирующая, рекламно-справочная и рекреативная функции также опираются на массовую аудиторию.
От аудитории полностью зависят эффективность и действенность, которые определяются результативностью выполнения того или иного набора функций.
Определение эффективности зависит от того, реализация каких функций становится предметом изучения. Большинство исследователей массовой коммуникации различают два основных уровня функционирования СМИ: на первом изучается реализация функций, связанных с удовлетворением потребностей личности в развлечении (оцениваются различные эффекты восприятия конкретной личностью конкретных сообщений); на втором уровне изучается реализация собственно социальных функций, связанных с удовлетворением потребностей социальных субъектов в управлении и воспитании, формировании и выражении социальной активности. ............