Часть полного текста документа:Оценка коммерческого потенциала ("коммерциализуемости") технологий В основу изысканий критических факторов успеха коммерциализации технологий положены именно неудачи реализации прорывных технологий и вопросы типа: Почему некоторые "хорошие" идеи не реализуются вообще или не приносят прибыли? Почему в ряде случаев прекрасные идеи приносят гораздо меньший доход, чем ожидалось вначале? Почему компании, первыми представившие инновацию на рынок, не всегда пожинают плоды коммерческого успеха? Почему многие изобретатели не могут извлечь выгод из ставших прибыльными идей? Попытка обобщения соответствующих ответов привела к пониманию комплексной роли таких ключевых факторов как: возможность вхождения в соответствующий рынок и привлекательность новой технологии для потребителя; правовая защищенность базовой идеи (интеллектуальной собственности); обеспечение людскими и финансовыми ресурсами; наличие продуманной стратегии коммерциализации. Систематическое рассмотрение данных факторов позволяет прогнозировать возможность коммерческого успеха и возможные проблемы на пути коммерциализации, которые определяют риски неуспеха. 1 Применение методов оценки коммерческого потенциала технологий Успех коммерциализации технологий в решающей степени определяется начальным отбором наиболее перспективных продуктов или технологий, на которых затем концентрируются людские и финансовые ресурсы. В последние годы оценка, лежащая в основе такого отбора, становится все более профессиональной процедурой, основанной на комплексном суждении о перспективах инновационного проекта (или базового направления инновационной компании). Соответствующие приемы и инструменты получили название оценки технологий (technology assessment) или технологического аудита (technology assessment). Методы оценки технологий используются на различных стадиях осуществления инновационного процесса. Наиболее часто оценка осуществляется на следующих стадиях: Анализ результатов промежуточной стадии выполнения НИОКР для принятия решений о целесообразности его продолжения (от такого анализа ждут бинарной и очень ответственной рекомендации, "да" или "нет") Передача технологии из исследовательской организации в частный сектор, дочерней компании или предпринимателю, который хочет знать профессиональное мнение о ее коммерческих перспективах Определение сравнительного уровня технологии и отбор наиболее перспективных альтернативных проектов из имеющегося набора предложений для последующего финансирования при формировании планов НИОКР (ранжирование проектов по потенциалу коммерциализации) Обоснование целесообразности инвестирования конкретного проекта, где результаты оценки технологий служат начальной основой расчета будущей коммерческой отдачи Формирование инвестиционного портфеля, сбалансированного по уровню рисков не достижения коммерческого успеха, выявленных при проведении оценки технологии. Как показывают многочисленные исследования успехов и провалов, уровень риска растет в направлении от улучшения существующего продукта для известных рынков к новым для компании продуктам для известных рынков и далее к новым продуктам для новых рынков, где риск работы на незнакомом рынке выше риска вовлечения в новый продукт. ............ |