МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
 Педагогический факультет
 кафедра психологии и педагогики
 ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
 ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Научный руководитель:
 канд. психол. наук
 Поставнёва И.В. 
 Студентка V курса 1 гр. н/о, дн/о
 Саранская Татьяна Николаевна
 Москва 2004
 
  Содержание
 Введение
 Глава I. Теоретические основы формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников
 §1. Психологические механизмы формирования учебно-познавательной мотивации младших школьников
 §2. Влияние оценочной деятельности на формирование учебно-познавательной мотивации
 Глава II. Методы и организация исследования
 §1. Методы исследования
 Глава III. Обсуждение результатов исследования
 Заключение и выводы
 Литература
 Приложения
 
  Введение В настоящее время возрастает число беспризорных детей, детей регулярно не посещающих школу. В школе часто нарушено отношение между учениками и учителями, доминирует методика и практика обучения, сложившаяся в течение ряда десятилетий. Распространённой причиной нежелания учиться является низкий или отрицательный уровень учебно-познавательной мотивации. Традиционная методика включает в себя пятибалльную оценочную систему, по которой определяется уровень знаний, умений и навыков ученика. В школьной практике уже в первой четверти 1 класса ставятся символы, заменяющие отметки (тучки, флажки, рожицы и т.д.), а в некоторых школах цифровая отметка появляется уже во второй четверти 1 класса. Это приводит к нарушению психического равновесия ребенка, расстройствам, неврозам; конфликтному поведению в сфере "учитель - ученик". В законе РФ "Об образовании" от 1999г. в статье 15 "Общие требования к организации учебного процесса" в п.6 указано, что "дисциплина в учебном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение физического и психического насилия к обучающимся и воспитанникам не допускается". Наша работа направлена на выявление влияния оценочной деятельности учителя и его стиля общения с учениками на уровень учебно-познавательной мотивации.
 Проблема мотивации изучалась такими исследователями, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А. Маслоу, К. Роджерс и др., которые раскрыли содержание таких понятий, как "мотив", "мотивация", "мотивационная сфера", определили механизмы развития мотивации и предложили классификацию мотивов.
 Исследованиями в области оценочной деятельности занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский и др. Эти исследователи выявили особенности восприятия учащимися оценочной деятельности учителя, предложили свои формы безотметочного обучения.
 Проблема: каково влияние различных типов оценочной деятельности учителя на формирование учебно-познавательной мотивации первоклассников.
 Цель: теоретическое и практическое обоснование параметров оценочной деятельности учителя, способствующей формированию учебно-познавательной мотивации первоклассников.
 Объект: учебно-познавательная мотивация первоклассников.
 Предмет: процесс формирования положительной учебно-познавательной мотивации первоклассников средствами оценочной деятельности учителя.
 Гипотеза:
 1) на формирование учебно-познавательной мотивации первоклассников значительное влияние оказывает характер оценочной деятельности учителя;
 2) формирование положительной учебно-познавательной мотивации будет успешным, если:
 а) учитель использует личностно-ориентированный подход и демократический стиль общения;
 б) учитель в процессе обучения обеспечивает ребёнку возможность быть успешным в его познавательной деятельности;
 в) строго соблюдаются положения из Письма Минобразования РФ от 25.09.2000г.  ............