Часть полного текста документа:Панегирик К. Державин Панегирик (греческое panegyrikos, от panegyris - "всенародное торжество") - всякое чрезмерное, безоговорочное и некритическое восхваление. В истории литературы и главным образом ораторского искусства - использование тех или иных словесных форм в целях агитационно-пропагандистского превознесения и восхваления отдельных лиц, событий и т. д. П. питается чаще всего атмосферой общественного раболепства и политической угодливости, стремлением утвердить в сознании широкого круга слушателей или читателей существующий общественный порядок путем идеализации его отдельных наиболее крупных и характерных представителей. Однако в революционных выступлениях молодой буржуазии мы встречаемся и с другим применением П. - с панегирическим восхвалением тех или иных форм общественного порядка или тех или иных общественных деятелей (напр. Спарты, древнего Рима, Гракхов, Брута и т. п.) - как с формой скрытой критики существующего строя и пропаганды идей демократической республики. В древней Греции панегирик вырос из хвалебных речей в честь устроителей различных народных торжеств, в частности олимпийских игр, театральных представлений и т. д. В формах ораторской речи П. расцветает как орудие патриотической политики в речи Перикла в честь павших героев Саламина и Марафона. Средством классово-политической агитации он является в знаменитой речи Исократа (486-338 до нашей эры), призывавшей к созданию эллинского политического единства против варваров и т. п. Римский П. развивался преимущественно в обстановке императорского режима с его обожествлением личности монарха как носителя идеи государственности. Вполне естественно, что здесь мы встречаем обращенность П. прежде всего к персоне императора или его крупнейших приближенных. Таков например принадлежащий Плинию Младшему панегирик Трояну - образец дипломатической лести, социального раболепства и неумеренной восторженности. Ораторский П. в Риме дополняется также литературным, как например "Биография Агриколы" Тацита (около 55 нашей эры), гекзаметры в честь Мессалы, которые приписывались Тибуллу, панегирические мотивы в поэзии Горация, Овидия и т. д. Христианская лит-pa древности и средневековья использует панегирические приемы в целях религиозно-политической пропаганды, восхваляя различных святых, отцов церкви и т. п. П. находит себе благодарный материал и в эпоху феодализма, но в особенности он расцветает на абсолютистской почве, где он охватывает самые различные литературные жанры и находит своих блестящих представителей в лице таких мастеров ораторской речи, как Сено, Бурдалу, Флешье, Массильон, Боссюэт и т. д. (XVII в.). В эту же эпоху чрезвычайно распространяются различные виды придворно-панегирической поэзии, которая надолго переживает абсолютистскую систему и бытует в ряде стран вплоть до наших дней. В феодально-помещичьей России панегирик имел таких ярких представителей, как Феофан Прокопович с его речами в восхваление Петра I, Державин с его панегирическими одами и т. д. Своеобразной формой панегирика являются академические речи и похвальные слова в честь представителей науки, возникшие в своеобразных условиях иерархически-кастовой организации научной работы в эпоху абсолютизма (особенно во Франции). ............ |