Парадоксы искусственного интеллекта
25 ноября, традиционно в последнюю субботу месяца, состоялся очередной методологический семинар «Проблема обоснования знания», которым уже много лет руководит завкафедрой философии и методологии науки БашГУ доктор философских наук профессор Александр Федорович Кудряшев. На этот раз был заслушан доклад декана ФДО Академии экономической безопасности МВД России, доктора философских наук, профессора Марата Самирхановича Кунафина на животрепещущую тему «Личность и искусственный интеллект. Тенденции XXI века».
Прежде всего, профессор Кунафин подчеркнул, что проблема искусственного интеллекта является одновременно и проблемой естественного интеллекта. В зависимости от того, насколько успешно мы будем продвигаться в понимании работы человеческого сознания, настолько успешно мы будем продвигаться в работе по созданию искусственного интеллекта. До определенной степени развития наших знаний о человеческом интеллекте работы по созданию искусственного интеллекта полностью зависели от уровня этих знаний. Но уже сегодня, а тем более в будущем возникнет эффект обратной связи, когда теоретические и практические результаты работ по созданию искусственного интеллекта начинают влиять не только на научный аспект понимания человеческого сознания, но и на формирование психики, сознания человека в целом.
Важнейшим следствием из этого, заявил докладчик, является вопрос: возможно ли, что изменения, начинающие происходить с человеком вследствие развития искусственного интеллекта, способны в пределе изменить природу человека, превратить вид Homo Sapiens в вид Techno Sapiens и, соответственно, мир естественный биологический в мир искусственный технологический?
Не является серьезной попытка представить решение проблемы искусственного интеллекта в виде стремления создать надежного помощника человека, который выполнял бы за него все то, что он не может и не хочет выполнять сам.
Марат Самирханович наглядно показал основной вектор развития материи в бытии: от исходной точки Большого взрыва в течение 15 млрд. лет развития доорганического мира до зарождения жизни на планете Земля 3,75 млрд. лет тому назад, затем несколько миллионов лет тому назад возникновение зачатков разума и собственно естественного высокоразвитого интеллекта около ста тысяч лет тому назад. Впереди, лет эдак через пятьдесят тысяч, – создание искусственного интеллекта.
Отсюда следует отметить, что человек не может обладать монополией на интеллект – хотя бы потому, что он сам рано или поздно станет виновником создания искусственного интеллекта. «Я бы даже сказал, – отметил выступающий, – что человек обречен на создание искусственного интеллекта, так как его создание – только логическое завершение цивилизационного процесса постепенного перехода от естественного к искусственному. Не обладать экзистенциальной историей означает быть искусственным. Быть искусственным означает обладать эссенциальной историей. В этом смысле все природное обладает экзистенциальной историей, в том числе и человек».
По слова профессора М. Кунафина, распространение вещей, или, что то же самое, распространение искусственного, становится процессом, определяющим духовное существование человека. Демократия и глобализация в планетарном масштабе становятся наиболее эффективными способами замещения естественного искусственным. ............