Г .М. Коджаспирова
ПEДАГОГИЧECКАЯ AHTPOПOЛOГИЯ
Рекомендовано УМО по специальностям
педагогического образования в качестве
учебного пособия для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по специальности
031000- Педагогика и психология
MOCKВA
ГАРДАРИКИ
2005
СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Глава 1. Человек как предмет научного изучения
§ 1. Понятие «человек» и его интерпретация
§ 2. Антропологический принцип в современном познании
Глава 2. Педагогическая антропология и история ее становления
§ 1. Педагогическая антропология как методология педагогики
§ 2. История развития педагогической антропологии
Развитие педагогической антропологии за рубежом
Развитие антрополого-педагогических идей в России XIX в
Гуманизация педагогики и развитие идей педагогической антропологии в России XX в
§ 3. Отечественная педология в истории педагогической антропологии
Глава 3. Антропологическое понимание культуры
§ 1. Культура — среда, созданная человеком и формирующая человека
§ 2, Культура и образование
§ 3. Культура — образование — человек
Глава 4. Индивид, индивидуальность, личность
§ 1. Личность и развитие человеческой индивидуальности
§ 2. Я-концецция в структуре личности
§ 3. Теории развития личности
Глава 5. Возрастная педагогика
§ 1. Возрастная периодизация
§ 2. Категория детства и его проблемы в современном мире
§ 3. Психология и педагогика ребенка от рождения до школы
§ 4. Психология и педагогика младшего школьника
§ 5. Психология и педагогика подросткового возраста
§ 6. Психология и педагогика ранней юности
§ 7. Психология и педагогика поздней юности и взрослости
Глава 6. Антропологические модели и технологии образования
§ 1. Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия
§ 2. Гуманизация педагогического взаимодействия как путь антропологизации педагогического процесса
§ 3. Антропологически целесообразные образовательные модели и технологии
Антропоориентированные педагогические установки
Зарубежные модели антропоориентированных образовательных учреждений
Антропоориентированные модели образовательных учреждений и технологий в России
Антропологические и андрагогические основы обучения взрослых
Пространство образовательного учреждения в гуманизации педагогического процесса
Словарь
ОТ АВТОРА
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время.
Ф.М.Достоевский
Учебный курс «Педагогическая антрополотия» находится в стадии становления и развития. Государственный образовательный стандарт определил основные аспекты этого курса, но их раскрытие немногочисленными пока авторами пособий по педагогической антропологии (Б.М. Бим-Бад, И.А. Бирич, В.Б. Куликов, В.И. Максакова, Л.К. Рахлевская, Ю.И. Салов, Ю.С. Тюнников) осуществляется исходя из собственных представлений и понимания. В данном пособии дается еще один из возможных подходов к разработке подобного курса.
Б.М. Бим-Бад целью данного курса считает иеторическое и теоретическое введение обучающихся в современную научную дискуссию о человеке, раскрытие проблем и методов этой науки, снабжение содержательным материалом для развития профессиональноrо мышления будугцих педагогов (Преподавание педагогической антропологии в высшей школе // Психолого-педагогическая подготовка специалистов: Тезисы докл. ............