Часть полного текста документа:Педагогическая система обучения принятию управленческого решения в вузе Кандидат педагогических наук, доцент Г.Б. Белова, Чайковский государственный институт физической культуры, Чайковский Характерной особенностью сегодняшней жизни стала необходимость принимать решения различной степени важности, от бытовых до жизненно важных. Причина этого - разросшееся число связей, многоальтернативность нашего бытия, объясняющаяся сложностью устройства общества и государства со всеми его надстроечными образованиями. Объектом нашего познания является процесс обучения принятию управленческого решения в условиях высшего учебного заведения. Сам процесс обучения и воспитания специалиста относится к числу тех, разработка которых требует системного и синергетического подхода В соответствии с методическим подходом к проблеме создания и функционирования педагогических систем В.П. Беспалько (1977), любые процессы, протекающие в определенных условиях, в совокупности с этими условиями называет системами; системы, в которых осуществляются педагогические процессы, называются педагогическими системами. На основании вышеизложенного под педагогической системой обучения принятию управленческого решения (ПСОПУР) мы понимаем специально организованный педагогический процесс деятельности обучающихся по овладению системой знаний и умений в области принятия управленческого решения, которым руководит и управляет преподаватель. Разработанная нами педагогическая система обучения принятию управленческого решения состоит из следующих взаимосвязанных элементов, целесообразно функционирующих в одном организме высшего учебного заведения. Являясь организованной системой, педагогическая система постоянно находится под воздействием социальной системы, и в зависимости от социального заказа в ней происходит (в силу замкнутости) соответствующая перестройка и адаптация ее элементов. История педагогики изобилует ошибками локального (несистемного) подхода к педагогическим системам. Изменение элемента влечет за собой, как было отмечено выше, немедленную перестройку (подстройку) других элементов. Например, новая концепция развития высшего образования во главу дидактического процесса ставит творческое развитие личности, и, естественно, цели конкретной педагогической системы уже нельзя формулировать аморфно и примитивно, как это делалось раньше. Они должны быть поставлены не описательно, а четко и определенно, исходя из следующих требований: 1. Цель должна иметь точную трактовку необходимого результата деятельности и средств его достижения. 2. Цель должна быть однозначно понята всеми участниками педагогического процесса. 3. Конкретность: образовательная программа должна детализировать общую цель и включать в себя критерий, метод и алгоритм ее достижения. 4. Жизненность: ее соответствие потребностям учебно-воспитательного процесса на всех кафедрах и потребностям будущей деятельности специалиста. 5. Реальность: постановку такой цели, которую действительно можно достигнуть, исходя из содержания предшествующего и настоящего обучения. 6. ............ |