Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Саратовский государственный университет
им. Н.Г. Чернышевского
Педагогический институт
РЕФЕРАТ
На тему: Педагогические меры профилактики алкоголизма и наркомании
студентка
Факультета коррекционной педагогики
и специальной психологии
кафедры технического образования
и менеджмента
специальности 030600
технология и предпринимательство
3 курса 5 группы
Рудякер Дарья Олеговна
Саратов 2010 год
Введение
Цель работы – изучить профилактику при борьбе с алкоголизмом и наркоманией.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие наркомании и алкоголизма;
- рассмотреть профилактику в борьбе с алкоголизмом и наркотической зависимостью;
- изучить педагогические меры профилактики.
Методы исследования:
-обработка, анализ научных источников;
-анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой проблеме.
Объект исследования – алкоголизм и наркомания
Предмет исследования – профилактика алкоголизма и наркомании.
Часть 1: АЛКОГОЛИЗМ
АЛКОГОЛИЗМ (alcoholism) – биопсихосоциальное заболевание, в основе которого лежит зависимость человека от алкоголя («алкоголь» по-арабски «одурманивающий»). Является одной из форм отклоняющегося (девиантного) поведения.
Алкоголизм как заболевание впервые подробно описал в середине 19 в. шведский врач Магнус Гусе, хотя само оно известно с древности. Согласно «Международной классификации болезней» Всемирной Организации Здравоохранения, алкоголизм – это состояние (психическое и обычно также физическое), возникающее в результате потребления алкоголя и характеризующееся постоянной или периодической потребностью в нем. Алкоголиком в полном смысле слова считается человек, для которого алкоголь стал столь же необходимым компонентом жизнедеятельности, как вода и пища. Больной алкоголизмом готов на все ради получения алкоголя, несмотря на отрицательные последствия его потребления для себя и окружающих.
Распространение алкоголизма в обществе является одним из симптомов социального неблагополучия. С одной стороны, люди ищут «отдушину в бутылке», когда не находят места в жизни, чувствуют разлад между собой и окружающим миром. С другой стороны, чрезмерное потребление алкоголя само по себе ведет к маргинализации индивида, его выключению из нормальной жизни. Поэтому алкоголизм есть и следствие, и причина социального неблагополучия. Само по себе потребление алкогольных напитков, как правило, не относится к девиантному поведению (за исключением мусульманских стран). Таким образом, термин «алкоголизм» имеет два основных смысла: это и болезнь индивида, связанная с его личными особенностями, и социальная патология, связанная с развитием общества в целом.
Исследованием алкоголизма занимаются представители многих наук – медицины, психологии, социологии, экономики, криминологии.
1.1 Исторические закономерности развития алкоголизма
Опьяняющие напитки известны человечеству со времен первобытности. Их потребление чаще всего было частью религиозного ритуала, которым сопровождались празднества. Однако уже в древности появилось как чисто бытовое потребление алкоголя, так и злоупотребление им.
Бытовое изготовление вина впервые получило широкое распространение, видимо, в древнем Египте. ............