Ответы на билеты по педагогике
1) ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА: ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ.
Педагогика - это наука о воспитании и обучении человека, которая раскрывает закономерности формирования личности в процессе образования, а затем применяет их на практике в учебном и воспитательном процессе.
Субъектом в педагогике выступает преподаватель (действующая фигура). Целью, которого - является передача знания студентам. А студенты, разумеется, являются объектами в педагогике (так как на них направлено определённое действие со стороны педагога). Задачей студентов является принимать полученные знания. Таким образом, субъекты педагогики (преподаватели, педагоги) и объекты педагогики (студенты) находятся в тесной взаимосвязи.
Развитое педагогической мышление учителя характеризуется способностью к прогнозированию, умением сочетать теоретический анализ и практическое мышление, иными словами, требует подхода, который называют конструктивно-деятельностным, в отличие от рецептивно-отражательного, сводящегося к установке на простое заучивание запоминание учебного текста. Педагог сочетает в себе талант практика и исследователя. Как педагог-практик преподаватель нуждается в разнообразных знаниях по своей специальности:
Методическое обеспечение его практической деятельности, включающее средства практической деятельности, к которым относятся, например, методы обучения и воспитания, знания о способах оптимизации педагогического процесса, об элементах содержания образования;
Методологическое обеспечение, обозначающие знания особого рода - о том, как сформулировать тему исследования, проблему, выдвинуть гипотезу, какой должна быть логика исследования и т.п.
Научное исследование-это процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления - материального или идеального) с целью выявления его закономерностей. Оно опирается на специально сконструированные инструменты и методы.
Основными компонентами научного исследования являются: постановка цели и задачи; предварительный анализ литературы по теме; формулировка исходных гипотез; организация и проведение полевого исследования (опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.); анализ и обобщение полученных данных; проверка исходных гипотез на основе полученных фактов; окончательная формулировка новых фактов и законов, получение объяснений или научных предсказаний.
Заключительным этапом любого исследования служит внедрение полученных знаний и результатов. Итогом исследования должно быть получение новых научных знаний - объективной истины, т.е. соответствия вновь сформулированного знания с действительным состоянием объекта, а также намеченных программой исследования практических результатов.
В психологии и педагогике принято выделять два уровня методологического анализа: общая методология - философский подход к анализу явлений действительности; специальная методология - совокупность конкретных методов, методик и процедур в психолого-педагогических исследованиях. Именно этот уровень непосредственно связан с практикой исследования.
Психология и педагогика - обширные области научного знания, имеющие сложную внутреннюю структуру, включающие множество самостоятельных научных дисциплин.
3) ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Образование играет важную роль в жизни каждого индивида. ............