Лекции по курсу «Педагогика»
Педагогика - предмет, задачи, функции.
На каждом этапе исторического развития общества педагогика как наука отражала состояние образования, обучения и воспитания подрастающего поколения.
Развитие педагогики как науки проходило в русле философии (знания о человеке и обществе). Лишь в 16-17 вв. педагогика становится самостоятельной наукой. В рамках философии рассматривались в основном взгляд на мир и место в нем человека, взаимосвязь человека и общества. Педагогика как частная наука сосредоточилась на проблемах:
· человек;
· личность и общество;
· воспитание, образование, обучение;
· идеалы воспитания;
· идеал личности в обществе.
Педагогика становится наукой об образовании, процессе просвещения и самовоспитания личности.
Наука- сфера человеческой деятельности, результатом которой являются новые знания.
Педагогика как
наука – это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа,
организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования
педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических
систем. наука
о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи
воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и
самообучением и направленных на развитие человека. наука
о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и
воспитания человека. По происхождению термин педагогика в дословном переводе – детовождение. В России исторически понятия воспитатель, воспитание были аналогичны понятиям педагог и педагогика.
Объект педагогики - воспитание в широком смысле.
Предмет педагогики – система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях. (В.Е. Гмурман)
Функции педагогики
теоретические практические прикладные
объяснение
процесса и законов вооружение педагогов- по отношению к воспитания и обучения, образования практиков научно-теорет. другим наукам
и просвещения, обоснованиями методов
обоснование
процессов обучения и воспитания обучения и воспитания
Система педагогических наук:
философия
образования общая
педагогика (исследование педагогических знаний, теории и практики, методов
и функций, места педагогики среди других наук, взаимосвязь с другими
науками) дидактика
(теория обучения. Изучение процесса обучения как средства воспитания и
развития. ............