Часть полного текста документа:Пенсионное обеспечение в России и странах с развитой рыночной экономикой: сравнительно-правовой анализ М.Ю.Федорова, Омский государственный университет, кафедра трудового права Социально-экономические реформы в России осуществляются в условиях становления открытого общества, расширения мировой интеграции, усиления влияния международного права на национальные правовые системы. В связи с этим проблема использования опыта западных стран является довольно актуальной. Успехи в реализации социальных программ в таких странах, как Швеция, США, Великобритания и др., широко известны и не могут не вызывать желания заимствовать модели обеспечения достойного уровня и качества жизни населения. Конечно, механически экстраполировать их на российскую почву невозможно и нецелесообразно. Вместе с тем представляется вполне реальным воспринять общие ориентиры и некоторые методы осуществления социальной политики. Прежде всего это можно отнести к такой важнейшей сфере, как пенсионное обеспечение, тем более, что и Россия, и страны с развитой рыночной экономикой сталкиваются здесь с аналогичными проблемами. На первое место можно было бы поставить так называемый "конфликт поколений". По данным Международного бюро труда, в настоящее время в странах - членах Европейского союза насчитывается почти 100 млн. лиц пожилого возраста, в то время как общая численность населения равняется 321 млн. человек. Удельный вес лиц старше 60 лет - около 20% общей численности населения. По прогнозам, к 2025 г. число лиц старше 65 лет увеличится на 21 млн. человек, а численность потенциально активного населения сократится более чем на 15 млн. [1]. В России это соотношение выглядит следующим образом: на каждую тысячу человек трудоспособного возраста приходится более 350 лиц пенсионного возраста. В этих условиях постановка вопроса о повышении пенсионного возраста, на первый взгляд, кажется закономерной. Одним из аргументов в пользу такого решения является ссылка на западный опыт. Действительно, в странах с развитой рыночной экономикой общие границы возрастного ценза гораздо выше, чем в России, при одновременном достаточно резком колебании в различных государствах. В некоторых странах установлен единый возрастной ценз независимо от пола (в Дании - 67, во Франции - 60, в Германии, Испании, Бельгии - 65 лет). В Великобритании пенсионный возраст составляет 65 лет для мужчин и 60 - для женщин. Пожалуй, только в Италии возрастные цензы аналогичны российским, т. е. 55 лет - для женщин и 60 - для мужчин. Однако проблема дальнейшего повышения пенсионного возраста не лишена актуальности даже для этих государств. Интересно отметить, что более значительное увеличение возрастного ценза ожидает те страны, в которых нынешний пенсионный возраст относительно низкий. Так, если во Франции к 2040 г. он повысится до 61 - 62 лет, то в Италии - до 65, но для мужчин это произойдет к 2005 г., а для женщин - к 2016 г. [2]. России, скорее всего, не удастся избежать принятия таких непопулярных мер, как повышение пенсионного возраста, но в нашей стране для установления более жестких условий пенсионного обеспечения требуется не только достаточно длительный переходный период, но и общее оздоровление социально-экономической ситуации с одновременным увеличением и последующей стабилизацией средней продолжительности жизни, которая по сегодняшним оценкам достигла критической отметки и составляет, к примеру, для мужчин 58 лет. ............ |