В последние годы выпущено большое число нормативных актов, определяющих обязанности работодателей и учреждений здравоохранения по оказанию медицинской помощи работникам вредных производств. Однако в ряде случаев законодательно закрепленные обязанности работодателя по охране здоровья работников вредных производств не выполняются и их функция переносится на территориальные органы здравоохранения.
В настоящее время осуществляется система ступенчатого оказания медицинской помощи работникам вредных производств. Данная система включает три звена: 1) амбулаторно-поликлиническое, 2) стационарное (лечебно-диагностическое, лечебно-реабилитационное /I этап реабилитации/, 3) санаторно-курортное /II этап реабилитации/.
Основными задачами амбулаторно-поликлинического звена Центра является профилактика профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, а также медико-социальная реабилитация работников, имеющих начальные признаки профессиональных заболеваний, не сопровождающихся утратой трудоспособности. Единственно эффективным способом выполнения этих задач является эффективное (качественное) проведение профилактических медицинских осмотров указанных контингентов. Однако создание по-настоящему действенной системы проведения медицинских осмотров связано с определенными трудностями организационного характера.
В настоящее время периодические медицинские осмотры проводятся силами территориальных лечебно-профилактических учреждений и носят скрининговый характер. Согласно годовым отчетам ЛПУ %% охвата работников периодическими медицинскими осмотрами по области составляет ежегодно 88-90 %. В то же время следует отметить крайне низкую эффективность проведения периодических медицинских осмотров специалистами ЛПУ. Причинами низкой эффективности работы первичного звена является то, что участковый терапевт не имеет специальных знаний относительно клинических проявлений заболеваний, возникающих вследствие воздействия вредных факторов современного промышленного и сельскохозяйственного производства, не располагает данными об интенсивности вредных факторов на конкретном рабочем месте, не владеет информацией о распространенности профессиональных заболеваний в конкретных производственных условиях, а так же не ориентирован на выявление ранних признаков профессиональных заболеваний.
С целью преодоления трудностей, которые неизбежно возникают при организации и проведении предварительных и периодических медицинских
осмотров удобен следующий подход:
- знакомство с правовой базой, необходимой для проведения профосмотров
- общие требования к организации профосмотров
- порядок проведения профосмотров
Правовая база проведения профосмотров
Правовая база проведения профосмотров опирается в первую очередь на 254 статью КЗОТ РФ, которая гласит, что работники, занятые на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры для определения пригодности их к порученной работе и предупреждения профессиональных заболеваний.
181 ФЗ РФ от 23.06 1999 г. ............