Часть полного текста документа:Персоналистическая психология (В.Штерн) Согласно Штерну, персоналистическая психология. представляет собой новую ориентацию всей психологической науки, ставящей в центр своих исследований целостность личности как структурное образование, состоящее, в свою очередь, из частных целостных подструктур - органов, функций, отношений, направленности на различные цели, определенных достижений, свойств и переживаний, находящихся в соподчинении друг с другом. При этом целостность личности никогда не является законченной и определенной раз и навсегда конструкцией, она всегда неоднозначна и существует одновременно реально и потенциально. По Штерну, активность личности приобретает смысл и направление благодаря системе целей, включающей одновременно личность и мир. Цели самой личности, достижение которых способствует ее самосохранению и саморазвитию, противостоят внешн. по отношению к ней целям. Последние существуют в целях, в которые личность включена как подцелое; они ставятся окружающими людьми, представлены в произведениях культуры и абстрактных идеалах. Возникающее при этом противоречие между двумя установками на различные цели привело бы к уничтожению единства личности, если бы над ними не возникала подчиняющая их себе третья целевая установка - интроцепция, т, е. превращение чужих целей в собственной цели личности. В своей теории Штерн уделяет большое внимание вопросам взаимодействия личности и окружающего мира. Для объяснения причинной взаимосвязи личности и мира он обращается к предложенной им теории конвергенции. Последняя, с точки зрения Штерна, означает взаимодействие мира и целеустремленной личности. В любом поступке, любом личностном состоянии, всегда содержатся оба этих фактора: внутренние стремления и внешнего влияния. Только та область внешнего мира становится "миром личности", которой противостоит и на которую направлено какое-либо внутреннее стремление личности И только те внутренние целевые установки могут осуществиться и привести к тем или иным особенностям жизни, для которых налицо такие внешние объективные условия, как, например, раздражители, материал, задача, наказания и поощрения. Личность несет в себе внутренние потенции, скрытые энергии, которым не присуща еще определенная фиксированная целенаправленность, - т. н. диспозиции. В начале жизни они обладают многозначной неопределенностью (как "предрасположения"), но постепенно благодаря активной конвергенции с миром они все более и более развиваются в определенном направлении, т. е. становятся однозначными (как свойства). Поэтому сама личность пластична, но всегда до определенных пределов. В связи с этим развитие личности Штерн трактует не только как последовательную цепь событий, но прежде всего как осмысленное саморазвертывание личности как целого. В этом развитии любое частное достижение влечет за собой изменение ее как целого. По Штерну, для развивающейся личности характерны три структурных особенности: рост - в течение жизни увеличиваются количество и разнообразие жизненных событий, а также содержаний и форм активности переживаний; дифференциация (расчленение) - жизнь личности развивается от состояния исходной неясности и диффузности к большей структурированности (т. ............ |