Проблемы и перспективы развития института суда присяжных в российском уголовно-процессуальном законодательстве
Возрождение суда присяжных в России в настоящее время представляет собой уже свершившийся факт, с 1-го января 2010 года институт суда присяжных действует во всех регионах России.
Несмотря на это, не утихают споры о необходимости данного института между сторонниками и противниками суда присяжных. Сторонники, утверждают, что из всех форм уголовного судопроизводства с участием народных представителей, которые смогло до сих пор придумать человечество, суд присяжных является самой совершенной, сложной и надежной формой судопроизводства для защиты свободы, прав и законных интересов неповинных людей. Противники же, основывают свои доводы на том, что в основу решений присяжных заседателей заложена не законность, а групповое представление о справедливости, выходящее за рамки не только закона, но и здравого смысла [1].
Прежде чем рассматривать непосредственно институт присяжных, необходимо обратиться к позиции реформаторов, т.е. понять, для чего собственно он вводился. Данный институт вводился, прежде всего, для соблюдения прав и свобод личности, ограждения ее от беззакония в условиях изменения приоритетов, выделения личности, ее прав и свобод как наивысшей ценности в государстве. По идее реформаторов, такой суд должен стать центром реализации таких принципов правосудия, как независимость суда, презумпции невиновности, состязательности и равноправия сторон и др.
Самые жаркие дискуссии вызывает вопрос о том, могут ли обычные граждане без специальных знаний и навыков осуществлять правосудие, т.е. признавать виновным или невиновным обвиняемого.
Ведь один из основных упреков, который адресуют присяжным заседателям, - это большое количество оправдательных приговоров. Только по уголовным делам, рассмотренным в 2008 году судами с участием присяжных заседателей, оправдано 236 человек или 20,5%. Для сравнения доля оправданных лиц по всем делам, рассмотренным судами областного звена, составила 4,8% [2]. Но суд присяжных не снисходителен, а справедлив. В чем же причины данной ситуации? Достаточно ли у присяжных заседателей прав, чтобы выполнить возложенные на них процессуальные функции и вынести законный, обоснованный и справедливый вердикт? И кто виновен в сложившейся ситуации?
Анализ истории России свидетельствует о том, что суд присяжных как институт проявления демократических начал, не согласуется с основными направлениями политики государства. Правосудие и его осуществление, в настоящее время, находиться на низком уровне. Только дальнейшее совершенствование правосудия и законодательных норм, может привести к улучшению не только правосудия, но и качества работы суда присяжных. Совершенствование же правосудия должно заключаться в существенном расширении прав присяжных заседателей. Приведем несколько примеров, относительно прав присяжных заседателей, которые показывают, что УПК РФ необоснованно ограничивает их права [3] (также предлагается внести ряд изменений в УПК по расширению прав присяжных заседателей):
Статья 335 п.8 УПК РФ четко определяет: «Запрещается исследовать факты прежней судимости, признания подсудимого хроническим алкоголиком или наркоманом, а также иные данные, способные вызвать предубеждение присяжных в отношении подсудимого».
Прочитав данную статью, возникает справедливый вопрос: как можно вынести справедливый вердикт без исследования данных о личности обвиняемого? Как указывает О.А. ............