МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
КИЕВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. ДРАГОМАНОВА
РЕФЕРАТ
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
НА ТЕМУ: Первобытная культура, главные факторы становления и развития культуры первобытного общества. Основные этапы развития первобытной культуры
Выполнила студентка 33 группы
Михайленко Татьяна
Киев 2009
История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.
Мы то не замечаем следов, тянущихся из глубины веков, то вдруг начинаем с особой остротой видеть, как много вокруг и внутри нас того, что складывалось в прошлом. Мы много раз отвергали и опровергали прошлое, пытаясь переписать его набело, и столько же раз начинали отыскивать в нем свои корни, чтобы лучше понять себя сегодняшних. Пожалуй, только в XX веке человечество осознало свою главную ошибку: погоня за материальными благами и научными открытиями не всегда означает движение вперед, а забвение “ужасного” прошлого может обернуться стократ более ужасным будущим. Увидеть связь тысячелетий, поколений, народов, найти и понять единство в смене культур значит осознать и осознанно выстроить свое будущее.
Может возникнуть (и возникало) представление о том, что любая культура обречена. Но ни одна культура не умирала и не стиралась совершенно. Она всегда возрождалась в последующих фазах развития, давала новые неожиданные ростки. И пока хотя бы один человек на земле умеет делать из природного материала необходимые предметы, хранит в памяти слово, мелодию или образ и воспроизводит их, культура не погибла. Каким бы ни было ее состояние, она еще может снова цвести и плодоносить.
Возникновение культуры связано с появлением человечества. Множество различных теорий стремится объяснить причины его появления. Одни предполагают божественное сотворение человека (религиозные теории): шумерские боги, а также Прометей лепили людей из глины, Бог-отец Ветхого завета создал Адама “из праха земного” [34, Быт. 2:7]. Ни одна из них не нашла по сей день никакого фактического подтверждения. Созданный “по образу Своему, по образу Божию” [там же, 1:27], человек отнюдь не имел тех знаний, которыми ему, как творению божьему, приличествовало бы обладать. Он был лишен даже малых возможностей божественного существования: прежде всего ему нужно было есть, пить (как животному), ему грозило множество болезней, у него не было даже примитивных умений и навыков. Об этом свидетельствуют археология, этнография, антропология [см. труды Д. Эттенборо, Я.Линдблада, Э. Б.Тайлора, К. Леви-Строса и др.].
Другая, весьма распространенная, теория — теория эволюции, начало которой положил Ч. Дарвин. Для него человек был высшим природным творением, выжившим лишь благодаря тому, что оказался наиболее приспособленным к существованию даже в самых неблагоприятных внешних условиях. Существуют и современные варианты эволюционистской теории. Так, немецкий философ и антрополог Макс Шелер (1874—1928) считал, что человек вовсе не был совершенством в животном мире, напротив, он был физически слабее многих своих животных собратьев, его органы чувств были хуже развиты, чем у них, но он обладал даром подражания и жил “по мерке любого вида” животных, используя различные способы укрытия, питания и приспособления [349; 92].
Л. Н. ............