Часть полного текста документа:Подготовка будущих педагогов к восприятию субъектности учащихся в обучении А. П. Чернявская Предложения по изменению системы обучения и взаимодействия в школе всегда соответствовали социальному и идеологическому контексту конкретного исторического периода. В соответствии с современными тенденциями развития образования также происходит изменение взаимоотношений основных субъектов образовательного процесса - педагогов и учащихся в сторону усиления субъектности последних. Личность становится целью и фактором образования, и в соответствии с этим происходит реконструкция традиционной знаниевой модели образования в направлении создания условий для полноценного проявления и развития личностных функций человека в обучении (В. В. Сериков). Проводящаяся в настоящее время реформа образования несет новые взгляды на суть процесса обучения и демократизацию взаимоотношений в школе. Новая ориентация образования формируется под влиянием множества факторов - социальных (востребованность самостоятельной, автономной личности во многих сферах жизни и деятельности), теоретических (развитие научных представлений о механизмах развития личности), образовательных (развитие концепции продолженного образования, которое зависит от потенциала самой образовательной системы и, прежде всего, от среднего образования, закладывающего фундамент для дальнейшего самообразования человека) и др. Для выяснения того, как понимают педагоги свою роль в усилении субъектности учащихся, в 2002 году в рамках опытно-экспериментальной работы было проведено исследование, в котором приняли участие 256 учителей городских и сельских школ Ярославской области. Педагогам был задан вопрос "Что такое "результат обучения"?", отвечать на который можно было в свободной форме, количество ответов не ограничивалось. Было получено 352 ответа, которые можно объединить в 6 групп по следующим основаниям: 1. Аспект знаний детей (27,6%), 2. Аспект самостоятельности детей в обучении (19,8%), 3. Эмоциональный аспект и аспект отношений (14,3%), 4. Аспект деятельности учителя (5,2%), 5. Аспект общения и взаимодействия (14,3%), 6. Аспект развития и воспитания (18,8%). Ответы показали, что учителя в большей мере (27,6%) продолжают ориентироваться на качество и уровень знаний, получаемых учащимися, что неудивительно, так как этот критерий продолжает оставаться ведущим формальным критерием оценки деятельности школы. Ответы, сгруппированные в аспект знаний детей, показывают, насколько различными критериями пользуются учителя при оценке знаний и, соответственно, как по-разному они подходят к их развитию у детей. Критерии распределяются по трем основаниям: (A) Формальные (оценки, справляются с контрольными) и неформальные (достижения и широкий кругозор - категории, практически не измеряемые). (Б) Низкого уровня (научить основам предмета, справляются с контрольными) и высокого уровня (широкий кругозор, хорошие, прочные знания). (B) Локального масштаба и более глобального масштаба. Таким образом, косвенно можно выявить учебные цели, которых достигает педагог, - далеко не все педагоги ставят в своей деятельности цели развития общеучебных способностей детей (анализ, синтез, оценка), являющиеся ведущими как в осознанном обучении, так и в дальнейшей жизни ребенка. ............ |