Часть полного текста документа:Подоходный налог в СНГ и странах Балтии В Украине Ставки подоходного налога в Украине сравнимы со ставками в наименее либеральных в этом отношении странах Северной Европы (стр. 68), а ставки отчислений в социальные фонды даже превышают скандинавские аналоги. При этом неоправданно низкими остаются уровни доходов, которые облагаются высокими ставками. С учетом инфляции это приводит к ежегодному снижению реальных доходов людей: согласно подсчетам экономистов программы TACIS, в 1999 году ставка налога на доход, взимаемый с эквивалента $100, достигла уровня налогообложения... $300 в 1995 году. Принимая во внимание, что по украинскому законодательству предприятие, желая выплатить работнику "чистыми" эквивалент $100, должно заплатить государству свыше $72 на подоходный налог, социальные отчисления и начисления на фонд зарплаты. Неудивительно, что зарплаты предпочитают держать низкими или выплачивать их в тени, изощряясь во всевозможных схемах. В результате, официальная средняя зарплата в Украине по итогам 2000 года - с учетом роста на 35% по сравнению с 1999 годом - по данным Госкомстата, составляет 230 грн. в месяц при официально признанном прожиточном минимуме доходов свыше 300 грн. По этому показателю Украина безнадежно отстает не только от развитых стран, но и от соседей по Центральной и Восточной Европе, включая Болгарию и Румынию (см. "Какая зарплата у наших соседей", стр. 68). Нелишне напомнить, что уровень потребительских цен в Центральной и Восточной Европе сравним с украинским, а в некоторых странах и ниже. Авторы налоговой реформы в России исходили из того, что на начальных этапах реформ достаточно внедрить простейшую схему налогообложения, которая включала бы в себя необлагаемый минимум, единую (и низкую - около 12%) ставку подоходного налога (ныне действует 13%) и умеренные - до 25% - отчисления в социальные фонды (обязательного социального, пенсионного и медицинского страхования). В целом отчисления с доходов не должны превышать 35-35,5%. Известно, что применение этих теоретических выкладок на практике в России дало позитивный эффект. Как утверждает министерство по налогам и сборам РФ, рост поступлений налога на доходы физлиц в первом квартале нынешнего года составил 70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого. Поступления от единого социального налога (аналог украинских сборов в Пенсионный фонд и соцфонды) за тот же период возросли на 33%. Практически, единовременное увеличение поступлений от подоходного налога - без привычного для макроэкономистов "лага" (временного интервала между изменением правил игры и их экономическим эффектом) - аналитики объясняют немедленным выходом значительных объемов заработной платы из тени. Впрочем, сейчас в российской прессе активно обсуждается вопрос, сколько еще продлится дарованное властью послабление. Еще летом 2000 года первый вице-премьер Илья Клебанов проговорился, что единая ставка подоходного налога - "временная мера". Как только большинство предпринимателей начнут указывать реальные доходы своих работников, правительство резко поднимет ставки. А оправдать резкое занижение декларируемых доходов будет уже очень непросто, и гражданам придется платить более высокий налог. К тому же сроки повышения ставок не определены законодательно, и правительство может внести соответствующее предложение в любой момент. ............ |