Часть полного текста документа:Поэзия и духовность Натан Злотников Тёмен жребий русского поэта: Неисповедимый рок ведёт Пушкина на дуло пистолета, Достоевского на эшафот. Может быть, такой же жребий выну, Горькая детоубийца - Русь! И на дне твоих подвалов сгину, Иль в кровавой луже поскользнусь, Но твоей Голгофы не покину, От твоих могил не отрекусь!.. Эти строки 1922года из стихотворного цикла Максимилиана Волошина "Усобица" о войне и революции. Мы очень трудно, только-только начинаем учиться жить без войн и без врагов. Тема этих заметок никогда не переставала быть актуальной, увы, горестно актуальной для русской культуры. Поэтическая речь - один из древних символов освобождения человеческого духа. Проповедь истины, слово, наделённое свободомыслием и поэтической энергией, обреталось и в апокрифах, и в голосе протопопа Аввакума. В наших размышлениях нельзя пренебречь и тем обстоятельством, что русская литература, и прежде всего поэзия, была своеобразным парламентом, бесстрашной воительницей за справедливость и человеческое достоинство и, значит, постоянным оппонентом авторитарной власти. Мы привыкли к неравенству при этом противопоставлении, хотя равновесие силы и морали необходимо для здорового существования любого общественного строя. Слово "духовность", упоминаемое ещё Далем, а затем долгие десятилетия в литературе не употреблявшееся и потому даже исчезавшее из словарей, возникло вновь на нашей памяти. Может быть, не сразу после поворотного съезда КПСС, но, судя по всему, в результате него. Вместе с освобождением и реабилитацией людей обретали свободу идеи, понятия, слова... Одновременно распадались некоторые устойчивые советские словосочетания, такие, например, как "гнилая интеллигенция". Потому что выяснилось, что гнилой была тоталитарная идеология, фальсифицировавшая историю и экономику, совратившая искусство и литературу, породившая в народе и обществе состояние бездуховности. Кстати, слово "бездуховность" было неизвестно во времена Даля... Современным словарём русского языка духовность определяется как "духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности". Эта словесная формула, разумеется, не может быть признана исчерпывающей. Но особенно интересно то, что духовность в словаре сопровождается пометой "устар.". Действующий словарь называет устаревшим слово, которое вновь возрождается к жизни! Возрождается, как возрождаются в нашей стране храмы и монастыри. Возрождается, как новое общественное зрение, как осознание того, что без внутренней проповеди не может совершиться литературная работа. На волне возрождения религиозного сознания, случается, обнаруживают себя националистические идеи и цели, не имеющие отношения к христианству, которое чуждо националистических устремлений, исполнено терпимости и гуманизма. "Кто раз испил хмельной отравы гнева, тот станет палачом иль жертвой палача..." (М.Волошин). В стихах, обращённых к ПетруI, НиколаюI, Пушкин проповедовал "с подданными мириться"; в поздних своих откровениях ("Странник", "Отцы-пустынники и жёны непорочны...") он приближается к идее евангельского мировосприятия и евангельского отношения к слову, которое созидает и преобразует духовный мир человека. ............ |