Часть полного текста документа:Похвала и порицание как речевые жанры (прагматический анализ) И.Г. Дьячкова, Омский государственный университет, кафедра русского языка Коммуникация - это процесс, в котором принимают участие как минимум два действующих лица - отправитель и получатель информации. "Их взаимодействие выступает как обобщающий внеязыковой фактор в языковой организации высказывания" [1]. Содержание и форма высказывания определяются, в первую очередь, иллокутивной целью - намерением говорящего. Кроме того, здесь играют роль все внеязыковые знания говорящих, их социальные и психологические характеристики. В зависимости от своего намерения говорящий избирает тот или иной речевой жанр (РЖ), т.е. "определенный, относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказывания" [2]. Предметом нашего рассмотрения являются два антонимичных речевых жанра - "похвала" и "порицание". Названные РЖ относятся к фактическим жанрам (т.е. имеющим целью общение, а не сообщение информации - как информационные) и рассматриваются как оценочные (см. классификации Н.Д. Арутюновой, Е.М. Вольф, Т.В. Шмелевой). Оценочные высказывания имеют свои особенности в структуре и семантике. Многоплановое изучение природы и сущности оценки, особенностей ее выражения проведено в исследованиях Е.М. Вольф, Ю.Д. Апресяна, Н.Д. Арутюновой, Н.А. Лукьяновой, А.Д. Шмелева и других. Оценочные речевые жанры рассматривались в зарубежной теории речевых актов [3]. И в отечественной жанрологии существует целый ряд работ, посвященных особенностям оценочных высказываний, в том числе рассматривались похвала и порицание [4]. Тем не менее отмечается, что фактические речевые жанры изучены недостаточно [5]. В статье ставится цель дать сопоставительный анализ двух антонимичных жанров путем описания инвариантной модели высказываний - похвал и высказываний-порицаний и особенностей ее реализаций, обусловленных экстралингвистическими факторами: образом поступка, образом автора и образом адресата. Под порицанием мы понимаем высказывание, в котором говорящий выражает отрицательную оценку поступка (поведения адресата), рассчитывая вызвать его отрицательную эмоциональную реакцию. Например: - Я должен вам сказать, что вы неприлично вели себя вчера. - Вит, тебе стыдно. Ты офицер. Похвала - это высказывание, в котором говорящий выражает положительную оценку поступка (поведения) адресата, рассчитывая вызвать его положительную эмоциональную реакцию: - Какое вы доброе дело сделали. Просто молодцы. Важно отметить, что, вынося оценку, говорящий опирается не только на свое субъективное мнение, но и на общепринятые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Нами рассматриваются также высказывания, в которых оценивается поведение лица, не участвующего в референтной ситуации. Это те же высказывания-порицания и похвалы, но употребленные в неканонической ситуации общения [6]. - Нет, они того, душевнобольные. Ведь они могут нас под такую беду подвести, что не расхлебаешь (М.Булгаков). - Мне понравилось сегодня выступление команды из Днепропетровска. Такие высказывания близки анализируемым жанрам тематически, композиционно и стилистически, и, хотя не рассчитаны на непосредственный перлокутивный эффект, опосредованный, отсроченный подобный эффект возможен. ............ |