Часть полного текста документа:Показатели рентабельности работы предприятия, порядок их исчисления Несмотря на то, что прибыль выступает как очень сложная и многоаспектная экономическая категория, абсолютные ее значения не всегда являются достаточной информацией для оценки доходности предприятия и его эффективности. Поэтому в большинстве случаев для оценки эффективности деятельности предприятия используются относительные показатели прибыли (рентабельность). Именно показатели рентабельности являются мерой доходности предприятия в долгосрочном периоде. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании. Показатели рентабельности отражают соотношение результатов (прибыль) и определенных факторов, влияющих на эти результаты. Возможные сочетания прибыли с влияющими на нее факторами позволяют сконструировать множество различных показателей рентабельности: рентабельность собственного и всего капитала, рентабельность инвестиций, рентабельность продаж, рентабельность оборота, рентабельность продукции. Эти различные показатели рентабельности можно использовать для аналитических целей. Они позволяют получать информацию, необходимую для принятия решений и поэтому их применяют как вспомогательное средство для управления предприятием. [5, c.111-112] Рассмотрим отдельные показатели рентабельности более подробно. Рентабельность продаж или (рентабельность оборота) является одним из важнейших показателей эффективности деятельности предприятия. Этот коэффициент показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции и называется также коммерческой маржей. Рост коэффициента - следствие роста цен при постоянных затратах на производство или снижение затрат на производство при постоянных ценах. Данный показатель рассчитывается по формуле : где П - прибыль, руб.; В - выручка от реализации, руб. [4, c.208] На основании значений этого показателя за несколько периодов можно судить о том, как предприятие реализует свою продукцию и насколько выгодно, с точки зрения издержек, производит ее. Этот показатель дает информацию о количестве прибыли, полученной в производстве с единицы оборота (выручки от реализации), или о доле выручки, которая возвращается на предприятие в виде прибыли. Чем она больше, тем больше возможностей у предприятия для проведения ценовой политики. Рентабельность капитала показывает эффективность использования имущества предприятия. Снижение коэффициента - следствие падающего спроса на продукцию. Этот показатель характеризует доходность (способность зарабатывать прибыль на используемый капитал) предприятия независимо от структуры его капитала и показывает доход (возрастание капитала) инвесторов. Данный показатель рассчитывается по формуле: где П - прибыль, руб.; К - среднегодовая стоимость капитала, руб. [4, c.209] Рентабельность капитала определяется для того, чтобы решить, стоит ли использовать для инвестиций дополнительный заемный капитал. ............ |