Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уральский государственный Университет им. А.М. Горького
Философский факультет
Дипломная работа
Понимающий метод философии как метод познания Другого
Студентки 6 курса
Груницкая Н.А.
Допустить к защите
Научный руководитель
Котелевский Д.В.
Екатеринбург 2007
Содержание
Введение
I. Глава. Метод понимания как метод постижения себя
1.1 Сопоставление метода объяснения и метода понимания
1.2 Понимающая философия Ф. Ницше
II.Глава. Основные вехи становления и развития метода понимания
2.1 Противоположные точки зрения на взаимодействие человека и мира
2.2 Антропологический поворот в философии И. Канта
2.3 Основы философии понимания Дж. Локка
2.4 И. Фихте «Каков человек, такова и его философия»
III.Глава. Завершение обоснования понимающего метода
3.1 О проблеме метода понимания в философии
3.2 Воля, чувства и представления В. Дильтея
3.3 Экзистенциальная коммуникация К. Ясперса
Заключение
Список литературы
Введение
Человек посредством философствования пытается решить свои собственные проблемы и предложить свое решение другим людям. Философия не только отражает мир, но и выражает определенное отношение человека к этому миру.
В своей работе мы разобрали специфику философских методов понимания путем их сопоставления . Метод понимания мы рассмотрели не как единый метод, а как метод по-разному проявляющийся в разных философских учениях. Провели анализ метода понимания, исследуя философию В.Дильтея, К. Ясперса ,Ф. Ницше, И. Канта, Дж. Локка, И.Фихте и т.д., но не обнаружили попыток исследования метода понимания вообще - как универсального метода антропологического философствования. Потому этот метод выступает и описывается под разными названиями, которые даются ему различными философами. Он именуется герменевтическим методом, интуитивным методом, антропологическим подходом, методом «вчувствования» и т.п. Эти методы изучаются как разные методы, между тем сравнительный их анализ показывает, что в них значительно больше общего, чем различного.
Актуальность темы. Проблема понимания активно обсуждается в западной философской литературе уже полтора века. Сама постановка задачи понимания необходимо предполагает признание Другого как значимого и ценного субъекта, который и в будущем сохранит свою инаковость, а не вынужден будет отказаться от нее под воздействием насилия или идеологического воздействия. В противном случае понимание утрачивает смысл. Что толку понимать то, что следует победить, преодолеть, преобразовать, подавить и подчинить?
Таким образом, в понимании заинтересовано только то общество, которое строится на принципе толерантности - или, по меньшей мере, стремится к реализации этого принципа. Толерантность же, в свою очередь, возможна только в обществе демократическом, допускающем не подавляемое насильственно существование разномыслия. Принимая важные решения и воплощая их в жизнь, отнюдь не всегда надо руководствоваться только рациональными соображениями, надо еще внедрять разум, изживая заблуждения, которые коренятся в сфере социальной и индивидуальной психологии. ............