Введение
Сделки являются средством автономной юридической регламентации субъектами гражданского права своих отношений в соответствии с собственными интересами, а, следовательно, «основным двигателем гражданского правооборота» (И.А.Покровский). Этим объясняется важнейшая, определяющая роль, которую данное средство призвано играть в обществе, провозглашающим в качестве принципов своего существования свободу экономической деятельности и поддержку конкуренции, всемерную гарантированность и защищенность права частной собственности, права наследования и права интеллектуальной собственности (ст.8,ч.1,2,4ст.35,ч.1,ст.44 Конституции РФ). Именно благодаря этой роли тема юридических сделок всегда была и остается одной из более актуальных в правовой доктрине, законотворчестве и судебной практике тех обществ, экономика которых построена на рыночных началах.
В последнее десятилетие отмечается стремительный рост споров, рассматриваемых российскими судами, связанных с признанием сделок недействительными и реализацией соответствующих имущественных притязаний их сторон (об этом говорят, в частности статистические данные, регулярно публикуемые в Вестнике Высшего Арбитражного Суда России).
Практическая актуальность проблем недействительности сделок обусловила и повышенное внимание к ним в современной отечественной доктрине. Сегодня, общественные и экономические отношения в России, диктуют необходимость глубокого и принципиально нового изучения вышеуказанных проблем. Это связано со значительным изменением и усложнением правоопосредуемых отношений и, в то же время неприспособленностью существующего учения о юридической сделке к современным условиям.
Цель моей курсовой работы - исследовать понятие и разновидности недействительных сделок и рассмотреть проблемы их применения.
Глава 1. Ничтожные и оспоримые сделки: отличительные признаки
В законодательстве РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ГК РФ ч.1ст.153). В сделке следует различать два элемента: волю (субъективный) и волеизъявление (объективный). Оба эти элемента совершенно необходимы и равнозначны. Только в их единстве заложена сущность сделки.[1] Совершение сделки, имеющей порок какого-либо из элементов ее состава, не может породить юридических последствий. Однако в силу наличия внешней формы заключенной сделки факт ее недействительности нуждается в констатации либо в указании на наличие порока, делающего сделку недействительной.[2] Недействительные сделки различаются в зависимости от того, требуется ли для ее признания недействительной решение суда либо сделка является недействительной независимо от такого решения. Первые сделки именуются оспоримыми, вторые - ничтожными (ст.166 ГК РФ).
В России первая попытка провести законодательное различие между ничтожностью и оспоримостью была предпринята еще на рубеже веков(1882-1905) - в проекте русского Гражданского уложения, который, однако, так и не стал действующим законом. Рассматриваемые категории были восприняты Проектом вследствие мощного влияния, оказанного на него немецкой пандектистикой.[3] Проект не знал четкой терминологии и систематики в области ничтожности и оспоримости, практически не употребляя в отношении сделок и договоров самих предикатов «ничтожный/ая», «оспоримый/ая». ............