Постановка и решение проблемы человека в мире абсурда у Гоголя и Кафки («Нос» и «Превращение»).
 Реферат ученицы 11-3 (гуманитарного) класса
                          Афанасьевой Анны                                         
Научный руководитель: Бельфер Марина Моисеевна
                                       2003г.                                                    
   Постановка и решение проблемы человека в мире абсурда у Гоголя и Кафки ( «Нос» и «Превращение»).
                                           ПЛАН РАБОТЫ.
 Задачи исследования.
  
        Целью работы является исследование феномена, сближающего с безусловной для всех очевидностью художников разных культур и разных эпох, Гоголя и Кафку, на примере повести «Нос» и рассказа «Превращение»:
 ·  Кризиса сознания как порождения социального кризиса ( его уникальность и универсальность);
 ·  Способа организации художественного мира гоголем и Кафкой;
 ·  Решения авторами проблемы человека в мире абсурда.
 План работы.
  
      I  «Петербургские повести» Гоголя как испытательный «полигон проекта Просвещения—современности вещественного, замкнутой на себе и отделившейся от духовного» (С.Шульц). Крик отчаяния Кафки—ответ на кошмарный итог развития цивилизации. Эсхатологические мотивы в произведениях Гоголя и Кафки.
      II  Актуальность и родственность проблематики произведений Гоголя и   Кафки:
 ·  Проблема отчуждения человека в социально-иерархическом обществе у Гоголя;
 ·  Проблема разобщённости человека с миром, покинутости, одинокости в условиях тотального кризиса первой четверти XX века у Кафки;
 ·  Проблема взаимоотношения автора и героя (модус художественности);
 ·  Проблема противостояния живого—мёртвому, человека—миру, гениальности—посредственности.
      III  Конфликт отдельно взятой личности с окружающей его «вывихнутой» реалией; абсурдный человек в абсурдной ситуации:
 ·  Тема «маленького человека» и своеобразие её звучания в «Носе»;
 ·  « «Превращение» является ужасной фантазией на тему этики ясности» (А. Камю);
 ·  трагическая природа столкновения частного человека с миропорядком у Гоголя и Кафки.
      IV  Способ организации художественного мира (логика и абсурд):
 ·  смешение реального и фантастического, комического и трагического, высокого и низкого. Гротеск.
 ·  Трагедия через повседневность; абсурд через логику;
 ·  Метафоризация—универсальный приём в художественном мире гоголя: центр драмы—отношения между целым и частью (синекдоха); Нос—сосредоточие телесности—статский советник.
 ·  «Если Кафка кого-то во что-то и превращает, то лишь в чувственные метафоры духовных процессов» (Д. Затонский). Метафора—образ непоправимого человеческого отчуждения у Кафки;
 ·  «физиологическая символизация» у Гоголя и Кафки;
 ·  «фантастический реализм» гоголя и «экспрессионистический реализм» Кафки.
  
 Выводы.
        Исследуя феномен, сближающий Гоголя и Кафку, мы убедились в том, что великие идеи, однажды возникнув, уже не покидают мир, а ищут нового воплощения. Гоголевская тема распада человеческой личности на почве разрыва между телесным и духовным знаменует всё-таки слабое осознание Ковалёвым наличия в нём духовных возможностей, несоизмеримых с его нынешним пошлым состоянием.  ............