Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тюменский государственный нефтегазовый университет
Институт сервиса и управления
Контрольная работа по дисциплине «Основы философии»
Тема № 5. «Познание»
Выполнила: ст-ка гр. ЗЭ-07-1
Черногорцева Т.В.
Проверил: Коноваленко В.Н.
Тюмень – 2008
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие «познание»…………………………………….……….4
Глава 2. Познание как процесс философского анализа……….……….12
Глава 3. Актуальные проблемы познания………………………………15
Заключение ……………………………………………………………….20
Глоссарий …………………………………………………………………21
Список использованной литературы ……………………………………22
Введение.
Человечество всегда стремилось к приобретению новых знаний. Процесс овладевания тайнами бытия есть выражение высших устремлений творческой активности разума, составляющего великую гордость человечества. За тысячелетия своего развития оно прошло длинный и тернистый путь познания от примитивного и ограниченного ко все более глубокому и всестороннему проникновению в сущность бытия. На этом пути было открыто неисчислимое множество фактов, свойств и законов природы, общественной жизни и самого человека, одна другую сменяли картины мира.
Развивающееся знание шло рука об руку с развитием производства, с расцветом искусств, художественного творчества. Наш разум постигает законы мира не ради простой любознательности (хотя любознательность – одна из движущих сил человеческой жизнедеятельности), но ради практического преобразования и природы человека с целью максимально гармоничного жизнеустройства человека в мире. Знание человечества образует сложнейшую систему, которая выступает в виде социальной памяти, богатства ее передаются из поколения в поколение, от народа к народу с помощью механизм социальной наследственности, культуры.
Актуальность познания в современном мире легла в основу данной контрольной работы, целью которой является раскрытие понятия «познание», его социальной и практической важности для человечества, его методов и сущности. Далее я рассмотрю такие аспекты, как сущность познания, его важность, структуру и содержание философского анализа, актуальные на сегодняшний день проблемы познания.
Глава 1. Понятие «познание».
Человек отличается от любого другого существа уже тем, что он способен осознавать бытие: способен в субъективной форме воспроизводить мир предметов, состояний, процессов, а так же свое отличие от данных ему, находящихся перед ним объектов.
Сходные на первый взгляд понятия «знание», «познание» и «сознание» несут в себе существенные смысловые различия. Так «знание» и «познание» различаются как результат и процесс; иногда понятие «знание» употребляется в более широком смысле, в его содержание входит и характеристика результата и путь его достижения. Определить содержание понятия «познания» крайне сложно, это предельно широкое понятие. Попытка определить, что такое познание, наталкивается на дополнительные трудности: это понятие полисемантично, многосмысленно. Познать, знать – это означает проникнуть в сущность предмета, воспроизвести ее в идеальной форме и превратить это знание в «план», схему реальной деятельности; уметь раскрыть содержание отдельного символа, знака, «маски» как необходимого элемента познавательного процесса.
Чтобы более глубоко вникнуть в сущность познания, понять, как оно осуществляется, рассмотрим «мысль о мире» - классический образ познания.
На протяжении многих веков развития философии познание рассматривалось как способ проникновения в скрытое, недоступное; проникновения в сущность, саму основу бытия. Познавательная задача была и бытийной задачей: познание – это «прикосновение» к самой сути мира – по мифологическим законам уже было вхожим в мир абсолютного бытия. ............