Права и обязанности налогоплательщиков при проведении налоговых проверок
Итак, право налоговых органов осуществлять проверки закреплено ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а порядок проведения налоговых проверок установлен гл. 14 НК РФ. Предусмотрены два вида налоговых проверок: камеральные и выездные (ст. 87 НК РФ). Независимо от вида проверки период деятельности налогоплательщика (плательщика сбора или налогового агента; далее - налогоплательщик), который может быть охвачен налоговой проверкой, составляет три календарных года деятельности, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Но нередки случаи, когда налоговые органы в проверяемый период включают также отдельные периоды текущего года.
Проверка правомерности хозяйственной деятельности налогоплательщиков с точки зрения соблюдения законодательства о налогах и сборах по большому счету не является предметом камеральной проверки. Камеральная проверка - это, скорее, арифметический контроль предоставляемых налогоплательщиками данных, проводимый в процессе текущей деятельности налоговых органов по мере поступления к ним документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (как правило, налоговых деклараций). Отметим, что прямое упоминание в ст. 88 НК РФ только камеральных налоговых проверок налогоплательщиков не лишает налоговые органы права проводить налоговые проверки налоговых агентов и плательщиков сборов, так как на то есть указание в ст. 87 НК РФ.
Для проведения уполномоченными должностными лицами налогового органа камеральной налоговой проверки какого-либо специального решения руководителя налогового органа не требуется. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Камеральная проверка может быть проведена в течение трех месяцев со дня представления в налоговый орган налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Сроки предоставления декларации, а также перечень документов определяются в отношении каждого налога нормативными правовыми актами о налогах и сборах. Так, срок представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость установлен в ст. 174 НК РФ.
Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Согласно ч. 4 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Кодекс не содержит точного перечня документов, которые могут быть истребованы налоговыми органами дополнительно, чем налоговые органы зачастую пользуются, требуя представить большое количество первичных и других документов. Это весьма затруднительно для налогоплательщиков, поскольку для подбора данных документов требуется много времени. Налогоплательщику следует помнить, что требования налоговых органов относительно состава и объема предоставляемых для камеральной проверки документов имеют четкие границы. ............