П Л А Н:
1. Общая характеристика нормативной базы курса «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность».
2. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по содержанию.
3. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по юридическому значению.
В отличие от многих других курсов юридических дисциплин, в основе которых лежит изучение отрасли права, например гражданского, административного, уголовного, курс «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. В определенном смысле этот курс - синтетическая юридическая дисциплина. Базой курса являются юридические институты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости, которые, если говорить обобщенно, являются предметом изучения. Развивая эту мысль, отметим наличие двух групп таких норм. В первую группу входят те из них, которые лишь в какой-то части посвящены правоохранительным органам. В их числе: Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др. Ко второй группе относятся законодательные акты, которые посвящены отдельным правоохранительным органам, например, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах Российской Федерации», Закон «О судоустройстве РСФСР», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, а также Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и др.
В связи со сказанным необходимо выделить круг вопросов, которые должны изучаться в рассматриваемом курсе применительно к каждому органу. Должно ли это быть изучение устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, или должны изучаться только отдельные составляющие этих элементов? На данный вопрос может быть дан только дифференцированный ответ: устройство органов в их совокупности и каждого их них в отдельности должно быть предметом изучения данного курса; организация правоохранительных органов также должна входить в курс, но только в той степени, в какой это связано с выполнением задач и целей, поставленных перед правоохранительными органами, без детализации текущих организационных вопросов, которые носят не правовой, а технический характер; предметом изучения должны быть и вопросы деятельности правоохранительных органов, но лишь в той степени, в какой это относится к выполнению возложенных на них функций и реализации основных направлений деятельности.
Предмет курса «Правоохранительные органы» в последние десятилетия расширился за счет введения изучения деятельности осуществляющих правоохранительную деятельность органов, которые функционировали и ранее, но по различным причинам не изучались (например, в силу «секретности» органов внутренних дел, безопасности). Первоначально в вузах преподавалось «Судоустройство». Затем в 50-е гг. был введен курс «Организация суда и прокуратуры», а в 70-е гг. ............