ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ПРАВОСЛАВИЕ И КУЛЬТУРА —
ЕДИНСТВО ИЛИ СТОЛКНОВЕНИЕ?
Проректору по воспитательной работе игумену Никите (Ананьеву)
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1. Творческая деятельность человека до грехопадения
Глава 2. Следствие грехопадения и творческий дар в человеке
Глава 3. Язык как средство культурного обмена
Вавилонская башня
Причины возникновения культуры
Глава 4. Pro et contra: две стороны одной культуры
Апологетика культуры
Мнение Отцов: «contra»?
Глава 5. Христианская культура
Искусство и свобода
¨ Канон в искусстве
¨ Новы ли изобретения постмодернизма?
Вершина творческой деятельности человека
Глава 6. Некоторые выводы
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Глава 1. Опыт прочтения: «Мастер и Маргарита»
Портрет эпохи
Атеистическое мировоззрение
Библейские персонажи в романе
Свобода человека
Маргарита
Ответственность свободы
Черная месса
Откуда появился роман Мастера
Цена вдохновения и тайна имени
Ад, вынесенный за скобки
Куда ведет роман читателя
Глава 2. Музыкальная поп-культура
Исторический обзор
¨ «Канон» рок-культуры
¨ Духовные составляющие Востока и Запада
¨ Конец отечественной культуры и «семеро злейших»
Так ли страшна рок-культура, как ее «малюют»?
¨ «Электричество», уходящее в землю
¨ Рок-культура и диалектический материализм
¨ «Жало» рок-культуры. Рок в жизни и в книгах
¨ Проблема «неизвестного адресата»
Постскриптум
Источники и использованная литература
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная работа представляет собой попытку дать ответы на некоторые вопросы, возникающие у людей как верующих, так и нецерковных, связанные с проблемой взаимоотношения Церкви и культуры.
Первая часть посвящена рассмотрению вопросов о месте и роли культуры в Церкви, а так же о влиянии Церкви на светскую культуру и искусство.
Вторая часть носит практический характер – это попытка с позиций, обозначенных в первой части работы, провести анализ литературного произведения, в основу которого заложены религиозные сюжеты, а так же оценить такое явление современной массовой культуры, как рок-музыка.
Глава 1 ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ДО ГРЕХОПАДЕНИЯ
Книга Бытия (1:27) говорит о творении Богом человека по Своему образу. Традиционно в понятие «образ» входят такие божественные свойства, как свобода, без которой «нет личности и нет любви; творческие способности человека (так как Сам Господь – Творец неба и земли[1]) и его стремление к совершенству во всех областях»[2].
Человек не только был наделен способностью к творчеству, он был призван к развитию в себе этого дара. Так, Господь не просто дал человеку рай во владение, но потребовал возделывания его (Быт. 2:15), хотя все сотворенное Им уже было «хорошо весьма» (Быт. 1:31). Рай не нуждался в том, чтобы его возделывали: он и без того производил плоды, необходимые человеку. В возделывании рая нуждался сам человек: он должен был научиться творчеству. В отличие от Бога человек не мог творить «из ничего», но он мог совершенствовать Божии дары, доводить их до еще большей красоты и гармонии. ............