Часть полного текста документа: 1. ВВЕДЕНИЕ Римскому понятию права - ius - соответствует как смысл правовой нормы, правового порядка, так и представление о праве, принадлежащем отдельному лицу в силу предписаний общего права. Осуществление права состоит в совершении лицом действий, служащих для удовлетворения его положительных интересов , защищаемых правом, и в противодействии нарушению этих прав (imperare, vetare). Каждый может пользоваться своим частным правом или отказываться от него. При осуществлении субъектом своих полномочий объективное право указывает ему на необходимость соблюдать границы своего права. Эти границы Гаи очерчивает в двух текстах. В одном, становясь на точку зрения полноты использования прав, он говорит: "Никто не считается поступающим злоумышленно, если он пользуется принадлежащим ему правом". В другом он указывает , что это осуществление права должно находить границу в собственном разумном интересе управомоченного лица : "Мы не должны дурно пользоваться этим правом; на этом основании расточителям воспрещается управление их имуществом". 2. ПОНЯТИЕ ЛИЦА И ПРАВОСПОСОБНОСТИ Рабовладельческое общество признавало лицом (persona), т.е. существом, способным иметь права, не каждого человека. Это общество было особенно наглядным свидетельством того, что правоспособность (способность быть субъектом, носителем прав) не есть прирожденное свойство человека, а представляет, как и само государство и право, надстроечное явление на базисе экономических отношений общества. Другими словами, правоспособность коренится в социально-экономическом строе данного общества в данный период его развития. В Риме существовал многочисленный класс людей - рабы, которые были не субъектами, а объектами прав. Варрон (I в. до н.э.) делит орудия на немые (например, повозки); издающие нечленораздельные звуки (скот) и одаренные речью (рабы). Раб называется instrumentum vocale, говорящим орудием. С другой стороны, современное различие лиц физических (т.е. людей) и юридических (т.е. различного рода организаций, наделен 4 ных правоспособностью) в Риме разработано не было, хотя и было известно в практике. Тому, что теперь называется правоспособностью , в Риме соответствовал термин caput. Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов или состояний (status): 1) status libertatis - состояние свободы, 2) status civitatis - состояние гражданства, 3) status familiae - семейное состояние. С точки зрения status libertatis, различались свободные и рабы; с точки зрения status civitatis, - римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины); с точки зрения status familiae, - самостоятельные (sui iuris) отцы семейств (patres familias) и подвластные какого-либо paterfamilias (лица alieni iuris, "чужого права"). Таким образом, полная противоположность предполагала: свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье. Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis demi-nutio. Изменение в status libertatis называлось сapitis deminutio maxima (наивысшее, наиболее существенное); изменение status cfivitatis называлось capitis familiae обозначалось как capitis deminutio minima (наименьшее). Регламентация правоспособности не была одинаковой во все периоды римской истории. ............ |