Правовые основы производства по делам об административных правонарушениях в пограничных органах и пограничных войсках федеральной службы безопасности Российской Федерации
1. Общая характеристика работы
Актуальность исследуемой темы обусловлена следующими обстоятельствами:
– во-первых, обострением обстановки на Государственной границе Российской Федерации и в приграничных регионах.
Российское государство на пороге третьего тысячелетия оказалось в эпицентре противоправной деятельности различных международных и национальных преступных формирований, группировок и отдельных лиц.
Нестабильность политических, экономических, социальных и иных отношений влечет количественный рост и качественное видоизменение правонарушений. Результаты служебно-боевой деятельности Пограничной службы Российской Федерации свидетельствуют о сохранении тенденции роста практически всех видов противоправной деятельности на Государственной границе Российской Федерации. Так, количество задержанных в 2002 году нарушителей Государственной границы Российской Федерации составило 9733. При этом большая часть попыток связана с проникновением нарушителей в Российскую Федерацию. Нелегальная миграция сегодня – составная часть высокоприбыльного бизнеса международных преступных группировок. По предварительным оценкам, ежегодный доход преступных структур, специализирующихся на переправке незаконных мигрантов, составляет до 7 миллиардов долларов.
Таким образом, посягательство на общественные отношения в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации со стороны физических и юридических лиц требует соответствующего правового реагирования, при этом, наряду с международно-договорным регулированием, уголовно-правовым воздействием, значительное место отведено и административно-процессуальной деятельности;
– во-вторых, изменением правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях в пограничных органах и пограничных войсках ФСБ России.
Исследование организации и осуществления производства по делам об административных правонарушениях должностными лицами пограничных органов и пограничных войск необходимо в связи с введением в действие нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ, который нашел свое отражение в правоприменительной практике федеральных органов исполнительной власти.
– в-третьих, сменой приоритетов в административном праве, наличием новых административно-правовых институтов, что обусловило создание механизма реализации нововведенных административно-процессуальных норм, возникновение коллизий в теории и практике.
В связи с этим, особую значимость приобретает вопрос четкой правовой регламентации административно-процессуальной деятельности должностных лиц пограничных органов и пограничных войск на стадиях и этапах производства по делам об административных правонарушениях.
– в-четвертых, необходимостью совершенствования подзаконных актов, методическо-рекомендательной и другой специальной литературы, регламентирующей административно-процессуальную деятельность должностных лиц пограничных органов и пограничных войск.
Таким образом, ежегодный рост количества противоправных деяний, совершаемых в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, изменение правового регулирования производства по делам об административных правонарушениях в пограничных органах и пограничных войсках, недостаточная теоретическая разработанность отдельных институтов административно-процессуального права, отсутствие должной регламентации административно-процессуальной деятельности представителей власти определили выбор и основные направления данного исследования.
Состояние научной разработанности темы. ............