Предмет философии и ее место в культуре.
План.
Вступление. К вопросу о философии……………………………………….3
1. Философия и мировоззрение…………………………………………4
2. Проблема метода в философии……………………………………….9
3. Функции философии и ее место в обществе………………………...11
Заключение. Специфика философии……………………………………….14
Литература……………………………………………………………………16
Введение Вся история становления и развития человека представляет собой сложный процесс осознания человеком самого себя, своей сущности и сущности мира своего бытия. Изучение философии можно сравнить со вхождением в храм мудрости, так как под философией всегда понималось стремление к высшему познанию, что отличало ее от житейской мудрости, естественных научных знаний и религиозно-мифологического понимания мира. Вместе с тем, философия – это открытая, развивающаяся система, пребывающая в творческом поиске, для которого нет ничего окончательно решенного и навсегда установленного. Поиск этот связан со стремлением человека дойти «до оснований, до корней, до сердцевины» в изысканиях ответа на конечные вопросы бытия как такового, собственного «я», смысла жизни и возможностей человека в мире.
Чем значительнее происходящие в мире перемены, тем острее человек ощущает необходимость мировоззренческого самоопределения, причем каждый должен совершить этот путь сам, опираясь на собственные знания, опыт и духовные силы. Философия, являясь способом самопознания человека и критического осмысления окружающей действительности, помогает осознать единство бытия и в то же время – его неповторимость в каждое мгновение и для каждого индивида.
Не случайно Цицерон назвал философию культурой ума.
1. Философия и мировоззрение.
Для человека издавна одним из самых главных был вопрос «Зачем я живу?», т.е. необходимость понять отношение «человек – мир». Человек живет, осмысливая себя и окружающую действительность. Он познает и оценивает мир, вырабатывая осознанное отношение к нему, определяет свои возможности и место в мире, создает собственные программы действия.
Обобщенная система представлений о мире и о себе, ценностных ориентаций и волевых побуждений, определяющая жизненную позицию субъекта, называется мировоззрением. Его основой являются знания, на основании которых человек определяет меру значимости для себя тех или иных явлений. Так складываются оценки и системы жизненных ценностей человека.
Разум и чувства соединяются в мировоззрении с еще одним его компонентом – волей. Сплав знаний, воспринятых как истинные, чувств, оценивающих знания в качестве необходимых, отвечающих ценностным ориентациям субъекта, и воли, побуждающей его к действию, образует ядро мировоззрения – убеждения, которые являются источником активности субъекта, определяют его жизненную позицию и поведение.
Субъектом мировоззрения может быть отдельная личность, социальная группа или общество. Поэтому при наличии множества индивидуальных вариантов всегда существуют и общие, типические черты мировоззрения.
Первым общим типом мировоззрения можно выделить мифологию (космоцентризм) – способ понимания природной и социальной действительности. ............