МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ
Федеральное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Санкт-Петербургский Государственный Аграрный Университет УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ К КУРСУ: «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
кафедра педагогики и культуры
для аспирантов дневного и заочного отделений
Санкт- Петербург - Пушкин
2006 г.
Представленное учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплины «Педагогика высшей школы» и предназначено аспирантам дневного и заочного отделений Санкт- Петербургского государственного аграрного университета, изучающим вопросы педагогики высшей школы, основы педагогических знаний, общей психологии, психологии личности, социальной психологии. В работе приводится краткий конспект основных лекций по педагогике и психологии высшей школы; литература по курсу: «Педагогика высшей школы» и темы рефератов.
Составители: доцент, кандидат биологических наук М.В. Краснова;
профессор, доктор философских наук М.А. Арефьев.
Утверждено на заседании кафедры педагогигки и культуры СПбГАУ,
Протокол № 2 от 27.10.06г.
Рекомендовано к изданию Ученым советом гуманитарно-педагогического факультета СПбГАУ ( протокол №8 от 28.11.06г.)
Содержание
Введение
Раздел 1. Предмет курса педагогика и психология высшего образования
1.1 О предмете педагогики
1.2 О предмете психологии высшего образования
Раздел 2. Современное состояние высшего образования
2.1 Первые высшие учебные заведения в России
2.2 Педагогическая практика и педагогические идеи в системе образования в России XVIII—XIX вв.
2.3 Перспективы развития высшей школы в Российской Федерации
Раздел 3. Психология деятельности и проблемы обучения в высшей школе
3.1 Общие понятия о деятельности
3.2 Психологическая структура деятельности
Раздел 4. Психология личности и проблема воспитания в высшей школе
4.1 Что такое личность?
4.2 Личность как психологическая категория
Раздел 5. Цели, содержание, методы и средства обучения в высшей школе
5.1 Цели и содержание обучения
5.2 Организационные формы обучения в ВУЗе
Раздел 6. Анализ профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа
6.1 Проблема педагогического мастерства
6.2 Анализ профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа
6.3 Структура педагогических способностей
6.4 Установки преподавателя и стили педагогического общения
Литература по курсу: «Педагогика и психология высшей школы»
Темы рефератов
Введение
Основные задачи курса «Педагогика и психология высшего образования»
Учебный курс «Психология и педагогика», связан с развитием гуманитарного мышления студентов и аспирантов, формированием у них психолого-педагогических знаний и умений, необходимых как для профессиональной, так и преподавательской деятельности. Основные цели и задачи курса, достижение которых можно рассматривать в качестве программы-максимум.
1. Содействовать формированию психолого-педагогического мышления, что в частности предполагает:
а) усвоение идеи уникальности и неповторимости каждого человека, его психологического склада и, как следствие, идеи недопустимости для педагога чисто рецептурных действий;
б) отношение к личности как высшей ценности, исключающее манипулирование человеком и использование его как средства достижения других целей;
в) формирование представлений об активном, творческом характере человеческой психики. ............