1. Предмет и задачи. Сравнительная психология изучает филогенез, онтогенез, закономерности и функции психики, врожденное и приобретенное. Она рассматривает в сравнительном аспекте психологию приматов и человека, особенно ребенка. Зоопсихология рассматривает проблему антропогенетически значимых черт высших позвоночных, особенно приматов. Особая область - изучение интеллекта животных. Иногда зоопсихология воспринимается как метод, а не самостоятельная наука. Предмет и объект зоопсихологии: Объект - поведение, практическая деятельность животных. Предмет - их психическое отражение, т. е. психика. Предмет зоопсихологии: зоопсихология - наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто- и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания. Сравнительная психология - наука о закономерностях происхождения и развития психики животных и человека, об общем и различном в их психической деятельности. Этология - наука изучающая поведение животных. Психика - это форма отражения реальной действительности, позволяющая организму животного адекватно ориентировать свою активность по отношению к среде. У жив. о психич. реакциях определяют по поведению(совокупность внеш. преимущественно двигательной активности направл. на установл. жизненно - активной связи со средой. Зоопсихология базируется на физиологии всех видов, связана также с экологией, антогинезем и др. науками развития человека. Задачи зоопсих. : теоретические(решение задачи о соотношении бытия и сознания, познание психики человека, изучение психпроцессов и функ. на низших уровнях эвол. развития, на жив - ых можно моделировать определенные условия, кот. влияют на психику человека. И прикладные(использование знаний о психике жив. в хоз. и бытовой деятельности чел - ка, использ. знаний о психике жив. в природоохранной деят. чел. , использ. знаний о психике жив. в развивающих и психотерапевтических целях - анималотерапия).
2. История развития. Ч. Дарвин. Его работы дали начало сравн. и экспериментал. исследованиям "Выражение эмоций у животного и человека" - 1872г. Дарвин использовал объективным метод изучевиния психики. Опред. проявления эмоций у человека и у животных схожи. Категории поведения: 1)Инстинкт(комплексы простых без/усл рефлексов). 2)Способность к обучению. 3)К рассуждению. Посде Дарвина ученые идут по двум направлениям. Антропомофизм - стремление преувеличивать разумность животных и приписывать им человеческие свойства(сознание, волю, любовь). Это перенисение всех человеческих качеств на животных. Джон Роменс - ученик Дарвина. "Ум животных"Доказывает, что животные во многих ситуациях осуществляют разумные действия. Механицизм. Жак Леб, Дж. Уотсон, Павлов. Гл. постулат в изучении поведения жив. : "любым выводам должно предшествовать наблюдение". При изуч. жив - ого необх. отказаться от попыток узнать то, что нам знать не дано. Против антропоморфных тенденций Ж. Леб: теория тропизмов. Тропизмы - это генетически фиксированные механизмыпространственной ориентации и двигат. активности, животных в сторону благоприятных или от неблагоприятных условий среды(атомы поведения животных). ............