Министерство образования Российской Федерации
Волжский университет им. В. Н. Татищева
КАФЕДРА «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»
для всех форм обучения
ТОЛЬЯТТИ 2010г.
ВВЕДЕНИЕ
Многих людей привлекает перспектива создания собственного дела, стать хозяином, работать на самого себя, даже если при этом не удается заработать больше, чем на прежней работе. Но очень часто такие начинания заканчиваются провалом. Одна из причин этого — неправильная оценка своих возможностей. Поэтому при создании самостоятельного дела необходимо взвесить все «за» и «против» и уже после этого принимать решение.
Будущий предприниматель при создании собственного дела должен понимать, что в организации своего бизнеса он может и должен рассчитывать только на свои силы. Поэтому, решив организовать собственное дело в форме малого предприятия, он должен прежде всего осмыслить: что я знаю, что я умею, к чему у меня есть интерес. Ведь в организацию дела надо вложить не только свои знания и умения, но и свою душу.
Осознав, что он знает, умеет, как он может углубить, расширить свои знания и умения, будущий предприниматель должен выбрать конкретное дело, в котором эти знания и умения могут воплотиться. Например, вы долгое время работали фотографом в фотоателье, имеете достаточный опыт в этой области, знаете сильные и слабые стороны этого бизнеса. И когда возникло желание открыть собственное дело, то логичнее было бы заняться тем, что уже давно делаешь и хорошо знаешь.
Первый вопрос и, на наш взгляд, самый важный: для кого будет работать его предприятие? Кто будущие потребители его товаров, работ, услуг? Поэтому формирование предпринимательской идеи должно начинаться с определения того сегмента рынка, для которого будет работать данное предприятие.
Второй вопрос: что производить? Какие конкретно товары, работы, услуги необходимы для потребителя? И после этого определить, есть ли все необходимые факторы и условия для данной деятельности.
Третий вопрос: как производить товары, выполнять работы, оказывать услуги? Какая должна быть технологическая база, как издержки ожидаются, какая будет конкурентоспособность у данного товара (услуги).
Важно знать, как на рынке сложилось соотношение спроса и предложения товара, работ, услуг, которое предприниматель собирается предложить.
Следует заниматься таким бизнесом, в котором, во-первых, ты заинтересован, во-вторых, для ведения которого есть определенные навыки, опыт работы, либо были пройдены обучение и стажировка, а также возможность получения консультаций у специалистов.
Будущий предприниматель должен быть компетентным в той области, в которой планирует открыть собственный бизнес. Поскольку предприниматель на первых порах создания своего предприятия будет и главным работником, и главным исполнителем, то ему необходимо для успешного бизнеса провести четкий анализ Моих качеств, способностей и возможностей. Дабы предотвратить провалы будущего бизнеса, необходимо знать и свои слабые места, постоянно находить компромисс между желаниями и возможностями, стараться предугадывать и избегать неудач и провалов, учиться на ошибках, делать выводы и многое другое.
Будущий предприниматель должен также знать несколько основных предпосылок, без которых создание нового предприятия будет невозможно, а именно:
наличие определенных финансовых средств для создания уставного капитала (уставный капитал определяется действующим законодательством);
наличие имущества и других средств для формирования первоначального капитала, для организации и развития будущего предприятия;
наличие помещений, необходимых для деятельности данного вида бизнеса;
предварительное изучение рынка, на котором предприниматель будет производить товары, выполнять работы, оказывать услуги.
И в заключение самому предпринимателю необходимо ответить честно и объективно на следующий вопрос: а обладаю ли я всем необходимым, чтобы начать собственное дело?
Если основная идея сформулирована и дан ответ на поставленный вопрос, то можно переходить к практическому осуществлению своей идеи. ............