Российский Новый Университет
(РосНОУ)
Курсовая работа
На тему: «Преимущества и недостатки рыночного механизма»
Студентки I курса финансы и кредит факультета
Заочной формы обучения
Колпаковой Юлии Николаевны
Руководитель:______________________
(ученая степень, ученое звание)
_________________________
Ф.И.О.
г. Москва 2006 г.
Оглавление
Введение
1. Рынок как саморегулирующий механизм
1.1 Множественность механизмов рыночного саморегулирования
1.2 Рынок: лучший регулятор для саморегуляторов
1.3 Роль развития системы саморегулирования во всех областях экономики
2. Модели частичного и общего равновесия
2.1 Теория частичного равновесия А. Маршалла
2.2 Модель общего равновесия
3. Общественное благосостояние и эффективность
3.1 Парето эффективность и общее равновесие
3.3 Критерии общественного благосостояния
3.2 Общее Конкурентное равновесие и Парето-Эффективность
3.4 Кривая возможных полезностей и функция общественного благосостояния
4. Проблемы фиаско (провалов) рынка
4.1 Внешние эффекты
4.2Общественные блага
4.3 Монополия
4.4 Другие разновидности фиаско рынка
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Рынок можно рассматривать по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков.
Рыночный механизм – механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.
Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложения. В частности спрос находится в обратной зависимости от цены: с повышением цены товара спрос на него, как правило, сокращается и наоборот.
Рыночная экономика это система определенного порядка. В ней действует отработанный механизм координации действий людей и фирмы через систему цен. Рыночный механизм показывает, что основные решения по ценам, а значит, и распределению ресурсов и продуктов принимаются на рынке.
Рыночный механизм, отшлифованный тысячелетним опытом человечества, является той общечеловеческой ценностью, что стоит вне времени и политическими или идеологическими вкусами. Этот механизм не идеален, имеет свои отрицательные стороны, в частности, социальное расслоение, безработица, кризисы, банкротства и тому подобное. Но весь мировой опыт показывает, что недостатки рыночной экономики значительно покрываются ее преимуществами. К тому же современное общество научилось исправлять эти недостатки, используя позитивные стороны рынка и нейтрализовать негативные.
Цель курсовой работы – на основе сущности, значении рыночного механизма выявить преимущества, недостатки, проблемы.
Объектом данной курсовой является рассмотрение рыночного механизма.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- рассмотрен основной механизм рынка;
- представлены модели равновесия, эффективность, общественное благосостояние;
- изучены провалы рынка;
Структурно работа состоит из введения, в котором отражены основные направления курсовой работы.
В п.1 «Рынок как саморегулирующийся механизм» рассмотрены множественные механизм саморегулирования рынка.
В п.2 « Модели частичного и общего равновесия» рассмотрена теория и методология разработки и выявление модели.
В п.3 «Общественное благосостояние и эффективность» изучает оптимальное распределение благ между людьми и производственных ресурсов между отраслями.
В п.4 «Проблемы фиаско (провалов) рынка» изучены пути, приведшие к провалу.
Заключение содержит основные выводы по исследуемой проблеме.
1. Рынок как саморегулирующий механизм
1.1 Множественность механизмов рыночного саморегулирования
К саморегулированию относят различные формы неценового регулирования вертикальных рынков (отраслей) – когда участники рынка заключают контракты, предусматривающие выполнение ограничений на их деятельность, или накладывают на себя такие ограничения в добровольном порядке.
Это нередкий случай на рынке, когда организации подчиняются не только своим владельцам:
· Кредитные организации и страховые компании зачастую обуславливают выдачу кредита или страхового полиса выполнением их ограничивающих требований;
· Организации, вступая в члены саморегулируемой организации, принимают ее требования;
· Франчайзи, заключая договор с франчайзором обязуются выполнять его требования;
· Организации, декларировавшие для своих процессов, услуг или продуктов следование каким-то открытым стандартам в одностороннем порядке обязуются следовать этим стандартам.
Тем самым в саморегулировании существуют те же составляющие, что и в регулировании:
· Выработка требований;
· Надзор и контроль за их выполнением;
· Санкции за невыполнение.
Важно помнить, что в случае саморегулирования организации накладывают на себя ограничения добровольно, по контракту. ............