Часть полного текста документа:Преподобный Антоний Печерский Карпов А. Ю. Церковь празднует память преподобного Антония 10 (23) июля, а также 2 сентября (вместе с преп. Феодосием Печерским), 28 сентября (по старому стилю) - в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерского монастыря и всех святых, в Малой России просиявших. Биографические сведения о преподобном Антонии - основателе Киевского Печерского монастыря и фактическом родоначальнике русского монашества - очень скудны. Его мирское имя - Антипа - называет лишь один, и при том поздний источник - т. н. Летописец Переяславля Суздальского (XV век). Родился он в городе Любече (на Днепре, недалеко от Чернигова) в самом конце X или в начале XI века. Это было время бурного торжества христианства в русских землях (прежде всего, в Поднепровье). Проповедь миссионеров настолько поразила юношу, что он решает всецело посвятить себя служению Богу и отправляется в Грецию - на Афон (Святую Гору). Этот полуостров в Греции, на Эгейском море, издавна был знаменит своими монастырями. В одном из них Антоний и был пострижен в иноческий чин. (Поздняя афонская традиция, возникшая, по-видимому, не ранее XVIII-XIX веков, утверждает, что произошло это в Есфигменском Вознесенском монастыре. В середине XIX века в нем была построена часовня в честь преподобного. Однако никаких исторических оснований это предание, по-видимому, не имеет.) По прошествии нескольких лет греческий игумен направил Антония обратно на Русь. Летопись приводит слова, с которыми он обратился к Антонию: "Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо многие от тебя станут чернецами". Когда Антоний вернулся со Святой Горы, точно не известно. "Повесть временных лет" сообщает о его появлении в Киеве под 1051 годом. Позднейшая печерская традиция, напротив, относит начало подвигов Антония ко временам Владимира Крестителя и сообщает о двух путешествиях преподобного на Афон: в первый раз он отправился туда в 1012 году, затем, в 1013 году, вернулся на Русь и поселился в некой пещере, которую "ископали варяги". В 1017 году, не стерпев жестокого кровопролития в Русской земле (в то время на Руси шла жестокая междоусобная война между Святополком Окаянным и Ярославом Мудрым), Антоний якобы вновь уходит на Афон и возвращается в Киев в 1027 году (по-другому, в 1051 году). Современные исследователи, однако, не подтверждают версию о двукратном путешествии Антония в Грецию и скептически относятся к попыткам отнести начало его монашеских подвигов ко второму десятилетию XI века. Скорее всего, Антоний появился на Руси в 40-е годы XI века. Известно, что первая половина 40-х годов была нелегким временем для многих афонских обителей. В 1042-1043 годах афонское побережье пострадало от нападений арабов; в 1044 году полуостров поразил сильнейший неурожай. В результате этих событий многие афонские обители были разорены, и множество иноков покинуло полуостров. На положении русских насельников Святой Горы не могло не сказаться и резкое обострение русско-византийских отношений, приведшее в 1043 году к войне. Придя на Русь, рассказывает летопись, Антоний обходит здешние монастыри, но не удовлетворяется существующими в них порядками и поселяется в пещерке близ киевского села Берестовое. ............ |