Часть полного текста документа:Прерафаэлиты Эпоха, стиль, направление прерафаэлиты В 1849 г. три английских живописца - Уильям Холмен Хант, Данте Габриэль Россетти и Джон Эверетт Миллес - выставили на суд публики три картины, подписанные монограммой "PRB". Полотна "Риенци", "Изабелла" и "Юность Марии" были столь же таинственны, сколь и необычны. Среди привычных парадных портретов, сентиментальных бытовых сценок и скучных мифологических композиций эти три работы притягивали взор яркими красками и странными сюжетами. Вскоре тайна монограммы открылась: это был символ творческого объединения художников - "Братства прерафаэлитов" (англ. PreRaphaelite Brotherhood). Эти живописцы называли себя "прерафаэлитами", т.к. считали, что в творчестве надо ориентироваться на художников, предшествовавших Рафаэлю. Слово "братство" также было выбрано не случайно, ибо основной своей целью прерафаэлиты ставили исправление нравов современного общества. "Братство прерафаэлитов" возникло как оппозиция официальным взглядам Академии. Прерафаэлитам не нравилась система академического образования, модные живописцы и консервативные взгляды викторианского общества. Выступая с романтической критикой буржуазной культуры, прерафаэлиты противопоставляли холодному академизму (корни которого они видели в искусстве Высокого Возрождения) "священный огонь", "живую веру" так называемых примитивов, отвергнутых эстетикой нового времени. Одним из основных художественных принципов прерафаэлиты считали максимальную достоверность изображаемого, вплоть до мельчайших, самых незначительных деталей. В силу этого при обращении к евангельским, ветхозаветным и мифологическим сюжетам художнику было практически невозможно избежать сближения с бытовым жанром. При этом произведениям прерафаэлитов свойственна стилизация и излишний декоративизм, что явилось следствием стремления к эстетизиции современной жизни. Отказавшись от академических принципов в искусстве, прерафаэлиты считали, что картина целиком должна писаться с натуры. Они также внесли изменения в традиционную технику живописи: использовали чистые цвета и писали без подмалевка по сырому белому грунту. На загрунтованном холсте намечали композицию, наносили слой белил и убирали из него масло промокательной бумагой, после чего писали поверх белил полупрозрачными красками. Эта техника позволяла добиться ярких, свежих тонов и оказалась такой долговечной, что работы прерафаэлитов сохранились в первозданном виде до наших дней. Стремясь к возрождению "наивной религиозности" средневекового и раннеренессансного искусства, прерафаэлиты часто обращались к сюжетам из жизни Иисуса Христа и Девы Марии. В 1850 г. Данте Россетти выставил полотно "Слуга Господня", на котором изобразил сцену Благовещения. В пустой комнате на узком ложе, прижавшись к стене и потупив взор, сидит юная Мария. Перед ней стоит прекрасный архангел, о небесном происхождении которого говорят нимб и язычки пламени под ногами. В правой руке у Гавриила белая лилия, к которой прикован завороженный взгляд Марии, левой рукой архангел посылает ей весть - поток божественной животворящей энергии. Над его рукой парит голубь - символ Святого Духа. Перед ложем Марии станок с вышитой на алой ткани лилией. Работа не понравилась публике - художника обвинили в подражании старым итальянским мастерам. ............ |