Часть полного текста документа:Приемы воспитательного аспекта образовательного процесса Бондарь Инесса Леонидовна, заместитель директора педагогической гимназии №3 г.Минска В современной педагогике, начиная с 80-х годов, существует проблема определения приоритетных целей образования. Что важнее: знания или развитие личности ученика, его воспитание? Большинство, конечно, соглашается с тем, что, безусловно, важнее воспитание и развитие личности ребенка, а знания - одно из средств достижения этой цели. Однако в реальной школьной практике воспитательные и развивающие возможности учебных предметов на сегодняшний день используются неэффективно. По-прежнему мы, говоря о качестве знаний, проверяя его, пользуемся количественным показателем. Для большинства учителей лучший тот ученик, который больше знает по его предмету. На этот показатель рассчитаны наши контрольные задания, срезы и другие проверочные работы. Таким образом, очень часто за рамками современного урока остаются вопросы: что дала моим ученикам та учебная информация, которую они получили? Какие качества были приобретены учениками на моем уроке? Как способствовал мой урок развитию способностей учеников? И самое главное, как мой урок помог ученику в поиске ответов на жизненно важные для растущего человека вопросы: Кто я? Для чего живу? В чем мое предназначение? Где мое место в жизни? Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: "Non scholae, sed vitae discimus" - "мы учимся не для школы, а для жизни". До недавнего времени содержание этого принципа в отечественной педагогике было ограничено искаженным представлением о конечном результате образования как о получении знаний, умений и навыков, а не развитии личности. Поэтому так часто можно услышать от учеников и их родителей: зачем нам учить химию или физику или математику, они нам не пригодятся в жизни. Когда слышишь такие рассуждения, понимаешь, что учитель не смог раскрыть воспитательные и развивающие возможности своего предмета, не смог донести до учеников, что любая наука изучает, в конечном счете, человека, определенную сторону человеческой жизни, в любой науке заложен огромный нравственный гуманистический потенциал. Педагоги-исследователи педагогической гимназии № 3 на протяжении нескольких лет изучали эффективность использования воспитательных возможностей современного урока. В результате мы получили такие данные: современным ученикам не хватает на уроках размышлений о нравственности, о гуманизме, о смысле жизни, о патриотизме, о назначении человека на земле, о ценностях подлинных и мнимых. В рассуждении одного из старшеклассников мы встретились с такими замечательными словами: "Мне кажется, что учителя часто забывают, что, учась в школе, мы тоже живем. А раз есть жизнь, значит, есть её смысл, и значит, этот смысл надо непременно найти!" (Андрей М.). Это суждение абсолютно совпадает с утверждением великого французского гуманиста Мишеля Монтеня: "Необходимо постоянно учиться жизни - детский возраст совершенно так же нуждается в подобных уроках, как и все прочие возрасты... есть свои рассуждения как для тех, кто вступает в жизнь, так и для дряхлых старцев.... А между тем нас учат жить, когда жизнь уже прошла". Проблему реализации воспитательного потенциала обучения педагогический коллектив решает на протяжении всего времени существования гимназии. ............ |