Часть полного текста документа:Применение контент-анализа в изучении межэтнической напряженности Блохин И.Н. Метод контент-анализа представляет собой исследовательскую технику для получения выводов путем анализа содержания различных документов о состояниях и свойствах действительности, систематическую числовую обработку, оценку и интерпретацию формы и содержания информационного источника. В социологических исследованиях контент-анализ используется для изучения содержания текстов различного характера. Метод применяется при изучении материалов средств массовой информации, книг, устных выступлений, писем, дневников, официальных документов. Хотя, следует заметить, что данная процедура применима и к исследованиям изображений (например, произведений живописи, фасадов зданий, фотографий, кинофильмов и т. д.). Таким образом, объектами контент-анализа являются материальные носители информации. Применение техники контент-анализа имеет смысл только при сравнении, сопоставлении нескольких потоков информации: двух и более СМИ; статистических или социологических данных, полученных в ходе опроса, и киноматериалов и т. п. Одной из основных проблем при подготовке к проведению социологических исследований является определение объекта и предмета изучения. Не представляет исключения и использование методики контент-анализа, объекты которого, как было указано выше, представляют собой материальные носители информации. Для точного определения объекта следует обратиться к процедуре интерпретации, которая состоит в установлении границ изучаемой совокупности. При интерпретации материальных носителей информации в качестве объектов исследования определяется набор необходимых характеристик. Рассмотрим подобную процедуру на основе исследования роли прессы в формировании и нагнетании этнической напряженности. В данном случае привлекаются следующие характеристики: тип сообщений (газетные публикации, в тексте которых встречаются этнонимы), место распространения сообщений (например, Санкт-Петербург и Ленинградская область), время появления сообщений (например, май - июнь 2002 года). Возможно уточнение объекта за счет привлечения характеристик продуцента, объема, частоты, способа распространения сообщений и т. п. В качестве индикаторов отбора публикаций выделяются также категории этнокультурного взаимодействия, которыми оперирует журналист. К таким категориям относятся: различные типы этнических сообществ (например: этнос, народность, национальность, нация и др.); понятия, отражающие этнокультурные процессы (например: интеграция, ассимиляция, геноцид, урбанизация и др.), выделяющие особенности национального сознания и характера (например: ценности, стереотипы, национализм и др.). Далее определяется тип этнокультурного взаимодействия, которому посвящена публикация - содружество, сотрудничество, сосуществование и конфликт. К сожалению, в последнее время основная часть материалов, посвященных межнациональному общению, отражает состояние конфликта. Здесь мы наблюдаем, с одной стороны значение социальной практики (межэтнические конфликты являются постоянным фоном нашей жизни), с другой - ответ на журналистов на требования массовой аудитории публиковать `горячие` материалы со сложной внутренней драматургией и динамично развивающимся сюжетом. ............ |