Применение процессуальных обеспечительных мер в Беларуси и России. сравнительный анализ
Довольно часто получение определения суда о возбуждении производства по делу для недобросовестных субъектов хозяйствования является сигналом к срочному принятию мер, затрудняющих, а иногда и вовсе препятствующих реальному исполнению судебного акта о взыскании денежных средств либо о понуждении к исполнению имущественной обязанности. Так, при рассмотрении заведомо бесспорного требования на значительную сумму до момента вступления судебного постановления в законную силу ничто не может помешать ответчику оперативно реализовать наиболее ликвидное имущество, перевести имеющиеся денежные средства на зарубежные счета нерезидентов, вложить наиболее ценные основные средства, включая недвижимость, в уставной фонд вновь создаваемого юридического лица, совершить иные действия, направленные на вывод собственных активов за границы исполнительного производства. В результате получается, что организация-должник с внешне большим товарооборотом, через которую проходили немалые деньги, после вынесения постановления судебного исполнителя о взыскании с нее законного долга оказывается абсолютно "пустой", с заблокированным расчетным счетом и полностью изношенным имуществом.
Однако такой ситуации вполне можно избежать. Равно как гражданское право закрепляет различные стимулирующие должников меры, именуемые способами обеспечения исполнения обязательств (т.е. неустойку, залог, поручительство и т.д.), так и процессуальное право также содержит положения, обеспечивающие требования кредитора в судебном процессе. Обратим внимание, что применение процессуальных обеспечительных мер имеет двойственное значение. С одной стороны, они гарантируют кредитору получение денежных средств или иного имущества в случае удовлетворения иска, а с другой - довольно часто такие меры используются не для сохранения существующего положения до разрешения спора, а как самостоятельный рычаг воздействия на другую сторону. Соответственно традиционно меры по обеспечению иска пользуются "нехорошей репутацией" в хозяйственном процессе, вследствие чего судебная практика последнего времени крайне осторожно относится к применению этого процессуального института.
Правовое регулирование процессуальных обеспечительных мер в Республике Беларусь и Российской Федерации несколько отличается. Национальные особенности данного юридического института следует учитывать при выборе страны рассмотрения возможных споров и закреплении во внешнеторговом договоре или арбитражном соглашении судебного органа, полномочного их рассматривать. Как уже было отмечено выше, основным показателем "качества" применения обеспечительных мер является их эффективность, однако при этом нельзя допустить нарушения прав и законных интересов обеих сторон спора, а также максимально ограничить возможные злоупотребления судебным усмотрением.
С 7 марта 2005 г. в Беларуси действует новая редакция Хозяйственно-процессуального кодекса (далее - ХПК), которая в части правового регулирования процедуры принятия мер по обеспечению иска закрепила довольно значительные нововведения. В Российской Федерации вопросам применения процессуальных обеспечительных мер посвящена глава 8 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК).
Статья 113 ХПК содержит перечень оснований для принятия мер по обеспечению иска. Согласно нормам данной статьи хозяйственный суд по ходатайству лиц, участвующих в деле, вправе принять меры по обеспечению иска на любой стадии хозяйственного процесса, если непринятие мер по его обеспечению может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда. ............